Кому положена компенсация за детский лагерь
«Принимать меры… по обеспечению максимальной доступности услуг организации отдыха детей и их оздоровления» — прямая обязанность государства, на это есть Федеральный закон № 124 «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ».
В числе мер поддержки — компенсация стоимости путёвок, на которую вправе рассчитывать все граждане Российской Федерации. Основные условия её получения — ребёнок отдыхал на территории РФ и не больше одной смены в году (максимум 21 день и 24 дня для санаториев).
Денежная компенсация стоимости путевки в детский лагерь варьируется от 20 % до полного покрытия расходов семьи.
Полную стоимость обычно возмещают:
- родителям-одиночкам;
- многодетным семьям;
- семьям, в которых один родитель (или оба) — инвалид I или II группы;
- родителям — военнослужащим или государственным служащим, потерявшим трудоспособность при исполнении обязанностей;
- вынужденным переселенцам;
- если детям требуется санаторное лечение.
Полной информацией владеют в местных органах власти — отделах образования, управлениях социальной защиты и МФЦ.
Это общий порядок, действующий уже много лет. А есть новшество: для держателей карт «Мир» компенсация за лагерь в 2021 году заработала ещё и в рамках кэшбэка от Ростуризма.
Какие документы готовить для получения компенсации
Полный список бумаг уточните на месте. Например, в некоторых регионах требуют от родителей справку с места работы. Но в любом случае, чтобы оформить возврат за путевку в детский лагерь, вам потребуются:
- паспорт заявителя (родителя или опекуна);
- свидетельство о рождении и/или паспорт ребёнка;
- справка с места жительства ребёнка;
- обратный талон из лагеря;
- квитанция об оплате путёвки;
- документы, подтверждающие право на льготу (если имеется);
- банковские реквизиты (наличными возврат не делают);
- заявление.

Куда и когда обращаться с заявлением
Это тоже местные порядки. Региональные власти сами решают, от какого органа пойдёт оформление компенсаций за путевки в лагерь: от соцзащиты или от отделов образования администраций. Практически везде документы принимают в МФЦ, а вот через Госуслуги подать заявление пока невозможно.
Еще один важный аспект в том, как получить компенсацию за детский лагерь, — не пропустить положенные сроки. Обратиться с документами необходимо в течение 30 дней после окончания смены.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как родителям детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, получить компенсацию за самостоятельно приобретенную путевку в лагерь. Используйте эти инструкции бесплатно.
Сколько денег возвращают
Это самые частые вопросы: какую сумму компенсируют, можно ли вернуть путевку в лагерь целиком или хотя бы большую часть и т.д. Размер компенсации зависит от того, есть ли у семьи льготы и какие, и от средней стоимости путёвки в вашем субъекте РФ. Её рассчитывает региональная служба по тарифам на базе средней стоимости отдыха в регионе. Имейте в виду: учитываются расценки в той области или крае, где живет ребёнок, а не там, где расположено детское оздоровительное учреждение.
Вероятные причины отказа
Основания возможны следующие:
- заявка подана во второй или третий раз в течение одного года;
- смена длилась дольше 21 дня (24 в санатории);
- возраст ребёнка не попадает в региональные нормы на компенсацию;
- ребёнок прописан в другом регионе;
- лагерь не имеет лицензии, т.е. не зарегистрирован в Едином реестре юридических лиц РФ;
- отсутствие необходимых документов;
- наличие у семьи действующего авансового сертификата на оздоровление (такая практика есть в некоторых регионах);
- несвоевременное обращение.
Что делать, если отказали
Если отказ обоснованный (например, ребёнок не подходит по возрасту), то попробуйте оформить возврат НДФЛ или налоговый вычет за путевку в детский лагерь или санаторий. Если лагерь образовательный, то и за образовательные услуги возможен 13-процентный возврат, а в санатории — за медицинские услуги.
В случае когда отказ, по вашему мнению, неправомерный, сначала выясните все обстоятельства и причины и обратитесь в турфирму, в которой покупали путёвку. Возможно, там вам смогут помочь. Если нет — пишите жалобу в вышестоящие инстанции (региональный департамент соцзащиты) или в прокуратуру. Как крайний вариант — в суд.
Обязательно сохраните копии (сканы) всех документов, которые подаёте на компенсацию.