Квотирование рабочих мест для инвалидов

17 Февраля 2017 в 12:14
Работодатели неохотно идут на заключение трудовых договоров с работниками, имеющими статус инвалидов. Объем обязанностей работодателей в случае найма такого сотрудника несколько выше, по сравнению с работником, который не имеет ограничений по здоровью. По этой и многим другим причинам, государство вынуждено вмешиваться в регулирование рынка труда.
Оглавление
Если вы обнаружили в тексте ошибку, сообщите нам об этом, выделив ее и нажав Ctrl+Enter
Подпишитесь на новости
Клуба кадровиков
Раз в неделю мы будем отправлять
самые важные статьи вам на
электронную почту

Эффективным инструментом такого вмешательства является обязательное квотирование рабочих мест для инвалидов. Квотирование – это дополнительная мера по занятости населения, цель которой обеспечение дополнительных гарантий права на труд и социальную защиту инвалидов. Работодатель в установленном законом порядке резервирует рабочие места для целевого приема на работу работников, имеющих статус инвалида.

В соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - №181-ФЗ) работодатель обязан создавать и оснащать (оборудовать) специальные рабочие места для инвалидов. Минимальное количество таких рабочих мест устанавливается органами исполнительной власти субъектов РФ для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов (статья 22 N 181-ФЗ).

Содержание законов на уровне субъектов Федерации, их практика применения - различны. Однако общий алгоритм схож. Рассмотрим сходства и различия на примере нескольких субъектов Федерации – городов федерального значения Санкт-Петербург, Москва и республики Карелия. Основанием для квотирования в этих регионах являются:

  • Закон Санкт-Петербурга N 280-25 от 27 мая 2003 года «О квотировании рабочих мест для приема на работу инвалидов в Санкт-Петербурге»

  • Закон Москвы №90 от 22.12.2004 года «О квотировании рабочих мест»

  • Закон республики Карелия «О регулировании некоторых вопросов обеспечения занятости инвалидов в Республике Карелия (в ред. Закона от 02.07.2014 № 1807-ЗРК)».

Какие компании обязаны выделить квоты рабочих мест для трудоустройства инвалидов?

В Санкт-Петербурге - это организации, численность работников которых составляет более 100 человек, при этом закон не содержит критериев выполнения квоты.

В Москве - работодатели, осуществляющие деятельность на территории города Москва, у которых среднесписочная численность работников составляет более 100 человек, при этом рабочие места считаются созданными (выделенными), если трудоустройство инвалида, подтверждено заключением трудового договора, действие которого в текущем месяце составило не менее 15 дней.

В Карелии - работодатели, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек. Выполнением квоты считается трудоустройство инвалидов, подтвержденное заключением трудовых договоров, период работы по каждому из которых в течение календарного года составил не менее трех месяцев.

Исключения

В большинстве регионов общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, освобождаются от обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов.

При исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда.

В каком размере квотируются рабочие места для инвалидов?

Статья 21 №181-ФЗ устанавливает для работодателей, численность работников которых превышает 100 человек, квоту для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников:

  • В Санкт-Петербурге - в размере 2,5 процента к среднесписочной численности работников.

  • В Москве - размере 4 процентов от среднесписочной численности работников.

  • В Карелии - в размере 3 процентов среднесписочной численности работников

При расчете количества рабочих мест в счет установленной квоты округление, как правило, производится в сторону уменьшения до целого значения.

В некоторых регионах расчет размера квотирования рассчитывается не в процентном соотношении, а, например, как в законе «О квотировании рабочих мест, в том числе специальных, для трудоустройства инвалидов на территории Мурманской области». В этом регионе установлено минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов следующим образом. Для организаций со среднесписочной численностью работников:

  • от 101 до 500 человек - одно специальное рабочее место;

  • от 501 до 1000 человек - два специальных рабочих места;

  • от 1001 до 2000 человек - четыре специальных рабочих места;

  • более 2001 человека - шесть специальных рабочих мест.

Каким образом происходит трудоустройство инвалидов на квотируемые рабочие места?

В действующем законодательстве нет строгих требований по способу трудоустройства инвалида, трудоустройство осуществляется:

  • Самостоятельно инвалидом

  • Самостоятельно работодателем

  • По направлению ЦЗН, в соответствии с запросом работодателя

  • На ярмарках вакансий инвалидов

Кому и как предоставлять сведения по квотированию?

В определенный срок после государственной регистрации в налоговых органах работодатели, независимо от их численности, организационно-правовых форм и форм собственности обязаны встать на учет в территориальном подразделении службы занятости населения (отделе квотирования). Постановка на учет сопровождается присвоением юридическому лицу регистрационного номера, его указывают при работе с отчетными документами. Регистрация по месту нахождения производится, в том числе по месту нахождения филиалов юридического лица (в другой местности, в другом субъекте федерации).

В Санкт-Петербурге и Карелии - таким органом является Служба занятости населения. В Москве  - деятельность работодателей города в части квотирования рабочих мест координирует Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы, совместно с Государственным казенным учреждением  Центр занятости населения города Москвы. Работодатели подают информацию в территориальные отделы квотирования ГКУ ЦЗН «Квотирование».

Компетентные органы субъектов, как правило, не только имеют веб-сайт с полной информацией о квотировании, шаблонами отчетов, но и предоставляют контактные данные ответственных специалистов, проводят бесплатные семинары для представителей работодателей.

Отчетность по квотированию может отличаться от региона к региону, и, обычно, включает в себя следующие отчеты:

  • Информация о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов Информация о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах.

  • Отчеты о выполнении  квот

  • Сведения о потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей) для трудоустройства инвалидов.

Различные виды отчетов предоставляются  – ежемесячно, ежеквартально, ежегодно. В Москве часть отчетности можно подавать по электронной почте. Конкретный перечень обязанностей по отчетности необходимо отслеживать в территориальном подразделении центра занятости населения.

Ответственность работодателей

Действующим законодательством не предусмотрена замена обязательств по созданию рабочих мест для инвалидов финансовыми обязательствами по организации таких мест у других работодателей либо в общественных объединениях. Такая практика существовала, однако, 10 августа 2005 г. по делу N 5-Г05-45 Верховный Суд Российской Федерации признал подобные положения законов противоречащими законодательству – по своим характеристикам такой платеж обладает признаками налога, не предусмотренного Налоговым кодексом Российской Федерации.

Спорным остается вопрос, по невыполнению квоты в случае, если работники-инвалиды не трудоустроились на выделенные рабочие места при их наличии, ведь подбор кадров на квотируемые рабочие места не входит в обязанности работодателя.

Возникают ситуации, когда работодатели выделяют в качестве рабочих мест неполную ставку, с минимальной, «нерыночной» оплатой труда либо выдвигают слишком высокие, заведомо невыполнимые требования к квалификации кандидатов на квотируемое рабочее место. Спорными моментами остается и применение квот по отношению к индивидуальным предпринимателям, внешним совместителям, не предоставление отчетности в случае отсутствия вакансий по квотируемым местам.

В соответствии со статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) отчетности, либо  ее представление в неполном объеме или в искаженном виде является административным правонарушением, за которое предусмотрена административная ответственность в виде штрафов. Статья 5.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с квотой, а также отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты. Кодексом об административных правонарушениях города Москвы предусмотрено наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Проверки работодателей на предмет исполнения требований ФЗ «О занятости населения» проводятся регулярно, прокуратура подает соответствующие иски в суд. Последние законопроекты свидетельствуют о возможном существенном увеличении штрафов по соответствующим статьям КоАП, а также о  грядущих изменениях в системе квотирования, создании федерального реестра инвалидов.

Задайте вопрос экспертам
Сколько должен отдыхать работающий инвалид

Каким должен быть отпуск, если инвалидность работнику присвоена (или снята) в середине рабочего года?

Гарантии и компенсации Отпуска Разбираем на примерах Кадровики советуют

07 Августа 2017 в 16:38

Какие условия труда положены работнику-инвалиду

Трудовой кодекс выделяет категории работников, которым работодатель обязан предоставлять определенные льготы и создавать особые условия труда – беременные женщины, несовершеннолетние, инвалиды. Последние представляют для кадровиков наибольшую сложность.

Гарантии и компенсации Разбираем на примерах

04 Мая 2017 в 19:52

Трудовые отношения с инвалидом. Спорные вопросы

Законодательство о трудовых правах инвалидов не всегда четко и подробно устанавливает порядок этих взаимоотношений, в связи с чем и у работников, и у работодателей возникают многочисленные вопросы по реализацией прав на практике.

Гарантии и компенсации

02 Марта 2017 в 13:47

Как уволить инвалида

Мы уже рассматривали особенности разных видов увольнений. Сегодня познакомимся с еще одним – в связи с инвалидностью.

Разбираем на примерах Гарантии и компенсации

22 Февраля 2017 в 12:05

За трудоустройством инвалидов проследят строже

Чиновники недовольны количеством официально нетрудоустроенных граждан с ограниченными возможностями. Они готовы более жестко контролировать работодателей и вводить новые штрафы за несоблюдение требований закона.

Актуально Гарантии и компенсации

17 Февраля 2017 в 11:58

Грамотно решаем профессиональные кадровые вопросы
На ваши вопросы отвечают опытные кадровики и юристы
Вы можете задать
вопрос бесплатно
Есть вопрос? Задайте его прямо сейчас.
Ответ гарантируем!

ОШИБКА В ТЕКСТЕ

Коротко опишите суть
ошибки (например: опечатка)
и нажмите "Отправить"

Сообщение отправлено. Спасибо!

ОТМЕНА