Разрешения на работу предлагают отменить
Чиновники предлагают внести изменения в Трудовой кодекс РФ, которые позволят некоторым работодателям не оформлять разрешения на работу для иностранных сотрудников. Нововведение может коснуться резидентов территорий опережающего социально-экономического развития, а также резидентов Арктической зоны.
В предложенном законопроекте заявлено, что поправки пропишут в новой статье ТК РФ, которую назовут «Особенности трудовой деятельности лиц, работающих у резидентов территории опережающего социально-экономического развития или резидентов Арктической зоны Российской Федерации». По ней работодателям разрешат не оформлять разрешения на работу, а самих работников будут принимать без учета утвержденных для страны квот.
Пока документ обсуждается на едином портале проектов нормативных актов. На его одобрение в правительстве и парламенте понадобится не меньше 6 месяцев.
Действующие требования закона к трудоустройству иностранцев из визовых стран
Нормы Трудового кодекса, а также Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» предусматривают особые условия приема на работу иностранных граждан и граждан без гражданства. В частности, для лиц, въезжающих на территорию РФ на основании визы, необходимо специальное разрешение на работу, которое получает работодатель путем оформления разрешения на привлечение иностранной рабочей силы. Ежегодно правительство определяет потребность в привлечении иностранных работников, в том числе по приоритетным профессионально-квалификационным группам, а затем распределяет эти квоты по регионам. Количество квот, позволяющее бизнесу трудоустраивать иностранцев, пересматривают федеральные чиновники с учетом запросов исполнительной власти регионов. Субъекты тем временем уточняют необходимость в иностранной рабочей силе непосредственно у предпринимателей.
В соответствии с Постановлением Кабмина от 14.11.2018 № 1365, работодатели в этом году должны учитывать следующие изменения, предусматривающие сокращение допустимой доли иностранных работников в отдельных отраслях экономики:
Виды экономической деятельности |
Допустимая доля иностранных работников в 2018 году |
Допустимая доля иностранных работников в 2020 году |
---|---|---|
Выращивание овощей (код 01.13.1) |
50 % (требование не распространяется на Ставропольский и Хабаровский края, Астраханскую, Волгоградскую, Воронежскую, Липецкую, Московскую, Ростовскую и Саратовскую области) |
50 % (требование не распространяется на Приморский край и Астраханскую область) |
Строительство (раздел F) |
Нет ограничений |
80 % (требование не распространяется на Хабаровский край, Амурскую область и Москву) |
Торговля розничная алкогольными напитками, включая пиво, в специализированных магазинах (код 47.25.1) |
15 % |
15 % |
Торговля розничная табачными изделиями в специализированных магазинах (код 47.26) |
15 % |
15 % |
Торговля розничная лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках) (код 47.73) |
0 % |
0 % |
Торговля розничная в нестационарных торговых объектах и на рынках (код 47.8) |
0 % |
0 % |
Торговля розничная прочая вне магазинов, палаток, рынков (код 47.99) |
0 % |
0 % |
Деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта (код 49.3) |
28 % |
26 % |
Деятельность автомобильного грузового транспорта (код 49.41) |
28 % |
26 % |
Деятельность в области спорта прочая (код 93.19) |
25 % |
25 % |
Как объясняют в правительстве, изменение допустимых долей трудоустройства иностранных граждан позволит более полно использовать имеющиеся трудовые ресурсы. Также чиновники считают, что сокращение доли иностранных работников «будет стимулировать хозяйствующие субъекты внедрять современные технологии в свое производство».
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.12.2018 № 1494 «Об определении потребности в привлечении иностранных работников, прибывающих в Российскую Федерацию на основании визы, в том числе по приоритетным профессионально-квалификационным группам, и утверждении квот на 2020 год», в этом году в РФ позволено трудиться 144 583 иностранным работникам. По расчетам чиновников, отечественному бизнесу понадобятся:
- не менее 7300 иностранных руководителей;
- свыше 52 000 рабочих для ремонтно-строительных и горных работ;
- порядка 20 000 квалифицированных рабочих крупных и мелких промышленных предприятий;
- примерно 16 000 работников металлообрабатывающей и машиностроительной промышленности;
- 9500 слесарей, машинистов и аппаратчиков;
- около 9400 специалистов в области естественных и инженерных наук, экономической, административной и социальной деятельности;
- еще 1200 иностранным гражданам готовы предоставить работу в качестве продавцов, демонстраторов товаров и одежды, натурщиков.
Распределение квот по регионам установлено несколькими Приказами Министерства труда и социальной защиты РФ, первый из которых — № 832н от 24.12.2018, а последний — № 148н от 12.03.2019.
Регион |
Количество разрешений, |
---|---|
Всего по Российской Федерации |
144 583 |
Центральный федеральный округ |
21 777 |
Белгородская область |
116 |
Брянская область |
18 |
Владимирская область |
2055 |
Воронежская область |
15 |
Ивановская область |
34 |
Калужская область |
666 |
Костромская область |
296 |
Курская область |
285 |
Липецкая область |
46 |
Московская область |
6139 |
Орловская область |
42 |
Рязанская область |
1636 |
Смоленская область |
58 |
Тамбовская область |
245 |
Тверская область |
136 |
Тульская область |
3477 |
Ярославская область |
358 |
г. Москва |
6155 |
Северо-Западный федеральный округ |
12 001 |
Республика Карелия |
6 |
Республика Коми |
1 |
Архангельская область |
6 |
Вологодская область |
67 |
Калининградская область |
144 |
Ленинградская область |
1839 |
Мурманская область |
952 |
Новгородская область |
375 |
Псковская область |
1208 |
г. Санкт-Петербург |
7403 |
Ненецкий автономный округ |
0 |
Южный федеральный округ |
1761 |
Республика Адыгея |
134 |
Республика Калмыкия |
71 |
Краснодарский край |
1040 |
Астраханская область |
0 |
Волгоградская область |
270 |
Ростовская область |
234 |
Республика Крым |
12 |
г. Севастополь |
0 |
Северо-Кавказский федеральный округ |
1639 |
Республика Дагестан |
0 |
Республика Ингушетия |
0 |
Кабардино-Балкарская Республика |
1552 |
Карачаево-Черкесская Республика |
21 |
Республика Северная Осетия — Алания |
12 |
Чеченская Республика |
0 |
Ставропольский край |
54 |
Приволжский федеральный округ |
5076 |
Республика Башкортостан |
357 |
Республика Марий Эл |
0 |
Республика Мордовия |
57 |
Республика Татарстан |
3017 |
Удмуртская Республика |
29 |
Чувашская Республика |
11 |
Пермский край |
228 |
Кировская область |
7 |
Нижегородская область |
545 |
Оренбургская область |
34 |
Пензенская область |
426 |
Самарская область |
287 |
Саратовская область |
37 |
Ульяновская область |
41 |
Уральский федеральный округ |
12 951 |
Курганская область |
13 |
Свердловская область |
3263 |
Тюменская область |
8571 |
Челябинская область |
176 |
Ханты-Мансийский автономный округ — Югра |
350 |
Ямало-Ненецкий автономный округ |
578 |
Сибирский федеральный округ |
11 3360 |
Республика Алтай |
40 |
Томская область |
304 |
Республика Тыва |
647 |
Республика Хакасия |
44 |
Алтайский край |
45 |
Красноярский край |
1579 |
Иркутская область |
4547 |
Кемеровская область — Кузбасс |
90 |
Новосибирская область |
1991 |
Омская область |
3787 |
Дальневосточный федеральный округ |
58 643 |
Республика Бурятия |
961 |
Забайкальский край |
3874 |
Республика Якутия (Саха) |
178 |
Камчатский край |
505 |
Приморский край |
9188 |
Хабаровский край |
9930 |
Амурская область |
29 047 |
Магаданская область |
966 |
Сахалинская область |
741 |
Еврейская автономная область |
3191 |
Чукотский автономный округ |
246 |
Резерв квоты по РФ |
17 375 |
Однако все еще может поменяться, если на региональном и федеральном уровнях определят нехватку иностранной рабочей силы. Например, в 2018 году перераспределение квот осуществлялось четырежды. Чиновники подчеркивают, что пересмотр соответствующих квот необходим «с учетом сложившегося положения на рынке труда, демографической ситуации, принципа приоритетного использования национальных трудовых ресурсов и возможностей обустройства иностранных граждан».
Одновременно правительство утвердило документ, определяющий квоту на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации в 2020 году. Планируется, что в этом году в стране разрешат проживать 83 480 иностранцам. По сравнению с 2018 годом, будет выдано на 6880 разрешений меньше. По словам специалистов, это связано с «продолжением реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Россию соотечественников, проживающих за рубежом, участникам которой не требуется получение квоты».
Эксперты полагают, что существующая система действительно подходит для актуализации ситуации. Кроме того, она частично отражает пожелания бизнеса. «В текущих социально-экономических условиях ежегодный пересмотр квот на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу выглядит вполне обоснованным. Данная мера отражает более-менее реальную потребность бизнеса в иностранной рабочей силе, позволяя при этом правительству оперативно реагировать на изменения на рынке труда», — считает руководитель юридического отдела компании Acsour Дмитрий Ильин. В свою очередь, партнер юридической компании «Наука Права» Алексей Диденко полагает, что саму систему расчета квот надо менять. «Система квотирования, существующая в нынешнем виде, — это достаточно устаревшая модель регулирования, организационно сложная и с неоднозначной экономической составляющей для бюджета. Сравнивая ее с системой патентования по многим параметрам (сроки привлечения до момента выхода сотрудника на работу, прозрачность механизма привлечения), выбор будет явно не в пользу квотирования», — говорит юрист.
Как работодателю ничего не нарушить
Что делать работодателю, чтобы не нарушить нормы трудового и миграционного законодательств после изменения квот и пересмотра допустимой доли иностранных работников в определенных сферах экономики?
Начнем с ситуации, когда меняются квоты. В соответствии с абзацем 2 статьи 327.5 ТК РФ, работодатель не имеет права допускать к работе иностранца, если разрешение на привлечение и использование иностранной рабочей силы у него приостановлено.
Однако если разрешение было аннулировано, то работодатель обязан расторгнуть контракт с работником. Поэтому важно, чтобы в трудовом соглашении среди оснований для расторжения договора был пункт о допустимости расторжения в связи с аннулированием разрешения на привлечение иностранной рабочей силы. В этом случае, на основании статьи 327.7 ТК РФ, работник имеет право на выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка.
Если работодатель заинтересован продолжать сотрудничество, эксперты рекомендуют ему внимательно изучить возможности трудоустройства иностранца без учета установленных квот. «Столкнувшись с ограниченностью квот, работодателю можно посоветовать пойти (правда, не во всех случаях это возможно) по пути оформления иностранного сотрудника во внеквотном порядке», — предлагает Алексей Диденко. По закону № 115-ФЗ, без учета квот разрешение на работу могут получить квалифицированные специалисты, которые трудоустраиваются в соответствии с Перечнем профессий (специальностей, должностей), утвержденным Приказом Минтруда России от 28.05.2015 № 324н, а также высококвалифицированные иностранные специалисты и члены их семей.
Что касается установления допустимой доли, то к 1 января следующего года работодатели должны приводить численность используемых иностранных работников в соответствие с новыми требованиями. Для этого иностранному работнику придется либо предложить другую вакансию, на которую не распространяются ограничения, либо расторгнуть с ним трудовой договор на основании п. 9 статьи 327.6 ТК РФ.