Методы мотивации персонала в организации
Мотивация персонала — это совокупность мотивов, побуждающих работников к удовлетворению своих потребностей за счет работы в данной организации. Трудовая мотивация — процесс побуждения работника к эффективному труду, позволяющему достичь целей самого работника, подразделения, в котором он трудится, и организации в целом. Предполагает мотивация сотрудников основные принципы и подходы, которые будут рассмотрены в данной статье.
Основные принципы системы мотивации
Для того чтобы получить эффективно работающие механизмы, а не набор разрозненных мероприятий, носящих хаотичный разовый характер, необходимо применять определенные принципы и методы мотивации персонала:
- прежде всего система обязана работать на достижение целей организации;
- система должна быть разноуровневой, учитывать вклад каждого уровня должностей в достижение общих целей организации;
- цели и задачи для каждого сотрудника должны быть четко определены и понятны;
- механизм вознаграждения должен быть прозрачен, чтобы каждый работник понимал, что он должен сделать и что получит за это;
- время между достижением нужного результата и вознаграждением не должно быть слишком большим, иначе разрушится связь «действие — результат — вознаграждение»;
- виды вознаграждений должны быть разными для разных категорий и уровней должностей в зависимости от уровня ответственности и вклада в достижение целей организации;
- обязателен мониторинг удовлетворенности сотрудников системой с помощью обратной связи, а также мониторинг существующих на рынке труда методов и инструментов стимулирования;
- баланс материальных, нематериальных и смешанных методов стимулирования;
- преобладание положительных факторов над мерами отрицательного воздействия;
- ну и, наконец, методы мотивации персонала в организации должны соответствовать действующему законодательству (например, такая распространенная мера, как штраф, незаконна).
Подход к построению системы мотивации
При разработке новых либо корректировке уже существующих мотивирующих механизмов используют различные подходы, формы и методы мотивации персонала. Именно на этом этапе методы мотивации сотрудников должны быть увязаны со стратегией развития компании.
При классическом подходе организация рассматривает работников как один из ресурсов производства. Схема действий такова: установить необходимые правила поведения, набрать нужный персонал, заставить его выполнять правила поведения, неподходящих либо лишних людей увольнять.
Стратегический подход — персонал рассматривается как движущая сила организации, способная своим потенциалом грамотно реагировать на изменения внешней среды и вести компанию сквозь рыночные бури и штормы к заветным целям.
При таком подходе поощряться будет проявление инициативы, вовлеченность коллектива. Среди мер поощрения будут использоваться такие современные методы мотивации персонала, как, например, повышение квалификации за счет компании, построение центростремительной карьеры — когда работник, оставаясь на своей должности, вовлекается в управление предприятием, ему делегируют полномочия с высоким уровнем ответственности, и т. д.
Шаги
Итак, вы осознали место своей организации на рынке, определились с целями и задачами на ближайший период и перспективу. Теперь вам нужно понять, какой коллектив вам нужен, какое производственное поведение вы будете стимулировать, какие методы мотивации труда персонала применять.
Построение системы в общем виде можно разложить на следующие этапы:
- Выбор ориентиров — за что будет поощряться персонал. Декомпозируйте цели с уровня том-менеджмента до каждого исполнителя.
- Изучив существующие на рынке труда методы стимулирования и проведя инвентаризацию действующих в вашей организации, определите потребности коллектива, используя методы изучения и развития мотивации персонала (анкетирование, беседы, «ящик обращений» и т. д.), разработайте свою систему мотивации и стимулирования. Сюда входит и система оплаты труда, и компенсационные пакеты, включающие методы нематериального и смешанного стимулирования.
- Разработайте систему оценки сотрудников.
- Выберите «пилотное» подразделение для обкатки новой системы. Документально оформите нововведения и приступайте к эксперименту. Одновременно проводите информационную кампанию, используя все возможные коммуникационные каналы.
- В случае положительного результата подключайте к изменениям новые подразделения. Все зависит от масштаба организации, возможно, у вас она небольшая, и сразу все работники будут участвовать в нововведениях.
- Если на этапе эксперимента будут выявлены проблемы, корректируйте методы управления мотивацией персонала и продолжайте до получения положительного результата.
- В качестве последнего этапа можно назвать построение системы мониторинга. На самом деле это даже не этап, а постоянная функция, обеспечивающая вас обратной связью. Вы должны быть в курсе, что происходит на рынке труда, насколько эффективна ваша система, работает ли она на достижение целей организации.
Мотивирующие факторы
Что заставляет человека действовать тем или иным образом? Что вообще заставляет его действовать, а что оставляет равнодушным? Поймите это в отношении своих работников. Это поможет вам выстроить правильную систему, применить современные методы мотивации и стимулирования персонала.
Можно выделить следующие мотивирующие факторы, или мотиваторы:
- достойное денежное вознаграждение;
- связь между поощряемым поведением, достижениями работника и денежным вознаграждением;
- интересная, содержательная работа, баланс разнообразия и стабильности в работе;
- понимание важности своей работы, связи между результатами своей работы и результатами работы подразделения, предприятия в целом;
- возможность участия в управлении организацией, доверие со стороны руководителя;
- возможность самореализации и карьерного роста: горизонтального, вертикального, центростремительного;
- признание, уважение в коллективе, конструктивные отношения с руководителем.
Большую роль играют методы воздействия лидера на мотивацию персонала:
- получение обратной связи от работников;
- своевременное поощрение работников;
- доверительное общение с работниками;
- грамотное делегирование полномочий и т. д.