Мобилизация: как получить отсрочку от призыва
21 сентября в России объявили частичную мобилизацию. 26 сентября стало известно, что некоторые специалисты смогут получить отсрочку. Вопреки ожиданиям, повезло не только айтишникам, но и представителям смежных областей: химикам, психологам, архитекторам. Рассказываем, как оформить отсрочку.
Скачать форму с подтверждением от работодателя в zip-архиве
Кто вправе претендовать на отсрочку от мобилизации
Перечень специалистов установлен Приказом Минцифры от 26.09.2022 № 712. В него вошли 196 специальностей. Среди них не только программисты, но и:
- физики;
- химики;
- биологи;
- статисты;
- управленцы;
- пиарщики;
- юристы и судебные эксперты.
Но не все так просто. Минцифры отдельно подчеркнуло, что иметь специальность из перечня недостаточно. Чтобы получить отсрочку от мобилизации, нужно соответствовать трем условиям отсрочки от армии в России:
- иметь специальность из списка из Приказа Минцифры от 26.09.2022 № 712;
- работать в аккредитованной ИТ-организации или операторе связи;
- выполнять критически важные для организации функции.
Как получить отсрочку от армии
Для этого на Госуслугах запустят специальный сервис для сбора сведений о сотрудниках, которым положена отсрочка. Обещают, что он начнет работать с 27 сентября. Но на 11:00 сервис не работает.
Минцифры рекомендует начать готовить документы уже сейчас, не дожидаясь запуска сервиса на Госуслугах. Известно, что к заявке нужно приложить специальную форму с подтверждением, что вы соответствуете всем требованиям Минцифры. Форму оформляет работодатель и подписывает ее электронной подписью генерального директора.
Если форма с подтверждением оформлена неправильно или отсутствует подпись генерального директора, обращение рассматривать не будут. Но можно подать его повторно.
Инструкция по заполнению формы от Минцифры:
Шаг 1. Скачайте архив и откройте csv-файл в офисной программе.
Шаг 2. Заполните поля:
- наименование ЮЛ;
- ИНН ЮЛ;
- мобильный телефон ответственного сотрудника кадровой службы;
- мобильный телефон генерального директора или иного единоличного исполнительного органа;
- Ф.И.О. генерального директора или иного единоличного исполнительного органа;
- СНИЛС генерального директора или иного единоличного исполнительного органа;
- Ф.И.О. сотрудника;
- серия паспорта сотрудника;
- № паспорта сотрудника;
- СНИЛС сотрудника.
Нажмите на картинку, чтобы увеличить ее.

Шаг 3. Сохраните файл в csv-формате. Менять формат нельзя!
Шаг 4. Подпишите файл УКЭП генерального директора компании.
Как на Госуслугах подать заявку на отсрочку от мобилизации
Обратите внимание, что подать заявление можно только через специальный сервис на Госуслугах.
Вот инструкция, что нужно сделать на Госуслугах.
Шаг 1. Перейдите в сервис для подачи заявления на отсрочку от мобилизации и нажмите на кнопку Начать.

Шаг 2. Выберите специальность из предложенного списка.

Шаг 3. Укажите ИНН. Обратите внимание, что нужно не просто вписать цифры, а выбрать организацию из списка. Если она отсутствует, получить отсрочку вы не сможете, а кнопка Продолжить будет заблокирована.

Вот так выглядит правильно заполненное поле ИНН:

Шаг 4. Следующим шагом начинается заполнение заявления. Сервис покажет, какие документы понадобятся. Приготовьте их и нажмите на кнопку Перейти к заявлению.

Шаг 5. Большая часть информации автоматически подтянется из Личного кабинета на Госуслугах. Если нужно что-то исправить, нажмите на кнопку Редактировать. Если все верно, то следуйте дальше.

Шаг 6. Далее следуйте за сервисом. Нужно последовательно проверить различную информацию о себе и указать недостающую: ВУЗ, номер и серию диплома, сведения о работе и так далее. Не ошибитесь в реквизитах документов!
Шаг 7. Прикрепите к заявлению:
- форму-подтверждение от работодателя в формате csv;
- файл открепленной электронной подписи генерального директора организации.
Шаг 8. Отправьте заявку.
Минцифры обработает обращение и направит его в Генштаб. Решение о непривлечении к мобилизации принимает Минобороны. Ответ появится в Госуслугах через несколько дней.

Ошибки, из-за которых заявление не примут
Минцифры уже выпустило памятку с типичными ошибками при подаче заявлений. Большинство из них связаны с формой-подтверждением от работодателя.
Ошибка | Решение |
---|---|
Используется скорректированный шаблон формы-подтверждения |
Используйте форму, скачанную из телеграм-канала Минцифры В этой статье мы приложили именно этот файл, можете скачать его |
При подаче заявления приложена некорректная электронная подпись в файле .sig | Подписывайте файл усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП) генерального директора, выданной ФНС России, и прикреплять к заявлению именно этот файл .sig |
Информация в форме-подтверждении не соответствует данным файла .sig |
Система может уведомлять о технической ошибке при наличии в форме опечаток, которые не позволяют соотнести данные из файла с электронной подписью Проверьте, корректная ли использовалась электронная подпись и нет ли опечаток в форме. К примеру, в названии компании могла быть проставлена лишняя кавычка |
Сотрудники или кадровые службы меняют текст в той части формы-подтверждения, которую изменять не нужно | Проверьте и исправьте форму-подтверждение |