Мобилизация: какие требования военкомата кадровик обязан выполнять, а какие — нет
В свете последних событий деятельность военных комиссариатов активизировалась. Организации стали получать запросы от военкоматов с требованиями предоставить интересующую их информацию. Попробуем разобраться, какие требования военкомата кадровик обязан выполнять, а какие — нет.
Что в законах
Начнем с того, что большая часть ответов на вопрос, какие требования военкомата кадровик обязан выполнять, а какие — нет, находится в двух федеральных законах:
- от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;
- от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации».
Также есть указы президента — например, Указ от 07.12.2012 № 1609 «Об утверждении Положения о военных комиссариатах», однако основные ответы содержатся в федеральных законах, указанных выше.
Права и обязанности военных комиссариатов — это не что-то абстрактное, а вполне себе конкретные юридически значимые действия, выражающиеся в возможности требовать, получать и даже привлекать к административной ответственности. Беда в том, что большинство людей не знает, не понимает и не хочет вникнуть в тот простой факт, что не только у военкомата есть права и обязанности — права и обязанности есть и у самих граждан и организаций.
Действительность, к сожалению, такова, что сложился некий конфликт интересов гражданина и государства. Однако есть федеральное законодательство, императивно предписывающее вполне конкретные действия как для граждан, так и для организаций. И если случилось так, что к вам явились работники военкомата, то они к вам пришли не просто так. Вся их деятельность регламентирована законами, указами, уставами и инструкциями, поэтому, если они пришли по вопросу ведения воинского учета, принесли повестки или требуют списки военнообязанных, поверьте, они имеют на это право.
Ситуации: что допустимо, что — нет
Например, принесли повестки на ваших работников. Пришли, представились, документы показали, повестки передали. В повестках все четко. Работники из военкомата говорят: вот повестки, вручите, пожалуйста, работникам. Надо вручить? Надо. Разрешается отказать? Нельзя. Почему? Потому что в пункте 7 Положения, утвержденного постановлением правительства от 11.11.2006 № 663, написано: вручение повесток призывникам производится под расписку работниками военных комиссариатов муниципальных образований (органов местного самоуправления поселений и органов местного самоуправления городских округов на территориях, на которых отсутствуют военные комиссариаты муниципальных образований) или по месту работы (учебы) призывника руководителями, другими должностными лицами (работниками) организаций.
А вот если работник военкомата говорит: повестки вручите и автобусом всех привезите к нам в такое-то время. Надо такое требование выполнять? Спорно. В пункте 7 статьи 9 Федерального закона от 26.02.1997 № 31-ФЗ работодателем предписано оказывать содействие военным комиссариатам в их мобилизационной работе в мирное время и при объявлении мобилизации, включая обеспечение своевременного оповещения и явки работающих (проходящих службу, обучающихся) в этих организациях граждан, входящих в состав аппарата усиления военных комиссариатов или подлежащих призыву на военную службу по мобилизации, на сборные пункты или в воинские части. Что такое оповещение и как его организовать — понятно, а что такое обеспечение явки — следует понимать по-разному. Можно, с одной стороны, и автобус организовать, а с другой — можно (и нужно) освободить работника в этот день от работы и отправить его в военкомат своим ходом. Будет считаться, что организация выполнила требование закона, если работник пойдет сам? Считаю, что будет: работника уведомили, от работы освободили и сказали куда и что (при наличии, конечно, подтверждающих все это документов). Дойдет работник до военкомата? Не знаю, но и проблемой для организации это тоже становиться не должно.
Что делать
Рассуждать на тему баланса прав и обязанностей предлагаю в комментариях. А резюмируя, скажу так: если работник военкомата требует что-то, относящееся к его законным целям и задачам (а это и Указ Президента от 07.12.2012 № 1609, и федеральные законы), то это необходимо выполнить. Но способ выполнения должен быть законным. Например, отправлять списки с персональными данными на электронную почту по незащищенному каналу связи не рекомендую, а при наличии запроса отнести эти списки на бумаге считаю необходимым.