Обязан ли руководитель принимать меры по урегулированию конфликта интересов
Конфликт интересов — это ситуация, когда личные или финансовые интересы должностного лица противоречат интересам организации, в которой оно работает. В таких случаях возникает угроза для бизнеса, доверия и этичности ведения дел. Задача руководителя — предупредить или урегулировать конфликт.
Где закреплена обязанность принимать меры по урегулированию конфликта интересов
Управление конфликтом интересов является неотъемлемой частью корпоративной ответственности и профессиональной этики руководителя. Как лидеру организации, ему нужно быть предельно объективным и независимым от своих личных целей при принятии всех бизнес-решений. На практике это сложно осуществить, особенно если есть возможность получить личную выгоду от решения или контракта.
Обязанность руководителя принимать меры по урегулированию конфликта интересов закреплена в нормативных актах. В России действуют Федеральные законы «О государственной службе» (для госслужащих), «О противодействии коррупции» (для госслужащих и частных организаций), которые определяют процедуру разрешения таких ситуаций и устанавливают ответственность за их нарушение.
Предприятия разрабатывают внутренние положения, указывающие на обязанность руководителей принимать меры по урегулированию конфликта интересов. Эти положения содержат инструкции и процедуры, которые применяют для решения конфликтных ситуаций.
Крупные корпорации разрабатывают собственные кодексы поведения, в которых закрепляется обязанность руководителей решать конфликты в соответствии с целями компании.
Меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов
Руководитель организации играет важную роль в предотвращении и урегулировании конфликтов интересов. В первую очередь ему необходимо создать эффективную систему контроля и прозрачных процедур, которые бы ограничивали возможность возникновения разногласий. Например, проверка деловых связей сотрудников и их близких, контроль над финансовыми операциями и приемом подарков от внешних контрагентов.
Задача руководителя — разработать и внедрить меры по предотвращению неправомерного поведения работников, закрепив их документально. Для этого вновь принимаемых сотрудников и назначаемых на руководящие должности необходимо анкетировать, а результаты — анализировать.
В организации, которую я сопровождаю, существует анкета, которую заполняют сотрудники при приеме или переводе на руководящую должность. В анкете указывают:
- наличие единолично или совместно с родственниками акций (долей) в организациях;
- наличие сделок, заключенных с организацией работодателем;
- о передаче сведений о финансовых и иных хозяйственных показателях работодателя третьим лицам;
- наличие родственников, трудоустроенных в организации;
- участие в коммерческой деятельности вне трудоустройства.
Вот пример анкеты, которую используют в Росреестре:


Обязанности по предварительной оценке кандидатов возлагают на службу безопасности, отдел кадров или на отельную службу по противодействию коррупции на предприятии.
Другой важной мерой является создание кодекса этики, который включает в себя правила поведения и принципы, которым необходимо следовать всем сотрудникам организации, включая и руководителя. Такой кодекс поможет снизить вероятность конфликта интересов и установит ясные правила взаимодействия. Вместо кодекса допустимо принять иной локальный нормативный акт — например, инструкцию или положение.
Для расследования руководитель назначает комиссию, в состав которой входят сотрудники организации, а для госпредприятий — представители профильных ведомств (Минтруд, научные организации и пр.). Комиссия проводит расследование и выносит решение о виновности сотрудника или об отсутствии его вины. На основании решения руководитель применяет меры дисциплинарного воздействия в рамках федерального законодательства (выговор, замечание, увольнение и пр.). Руководитель вправе урегулировать конфликт без применения дисциплинарных взысканий:
- перевести сотрудника;
- временно ограничить полномочия;
- отменить решение о назначении на должность и пр.
Подробнее:
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как работодателю предотвратить конфликт интересов. Используйте эти инструкции бесплатно.
Ответственность за уклонение от разрешения конфликта интересов
Руководитель, не принимающий меры по урегулированию конфликта интересов, не только нарушает этические принципы, но и подвергает риску репутацию компании. Уклонение от разрешения конфликта интересов проявляется так: отказ от участия в принятии решений, пропуск важных информационных обновлений, сокрытие информации от заинтересованных сторон. Эти действия создают неблагоприятную атмосферу в организации, нарушают принципы прозрачности и положительного взаимодействия.
Ответственность за нарушение — увольнение (ст. 19 ФЗ «О государственной гражданской службе), п. 7.1 ст. 81 ТК РФ. Уволить по этому основанию допустимо руководителя государственной и частной организации.
Если руководитель совершил неправомерные действия в личных финансовых целях, то его привлекут к уголовной ответственности за взяточничество (для госслужащих) или коммерческий подкуп (для работников частной организации).