Понятие бронирования
Для начала разберемся с терминами и расскажем, что означает словосочетание «бронирование граждан, пребывающих в запасе». Здесь подразумевается комплекс процедур, проводимых в спокойное время с целью обеспечения компаний в период мобилизации и во время войны работниками из числа людей, пребывающих в запасе. Достигается это путем выдачи им отсрочек (отсрочка может предоставляться на срок до 6 месяцев) от призыва на военную службу (ВС), а также от направления их для работы на должностях гражданского персонала ВС РФ, других войск, воинских формирований, органов и спецформирований.
Руководство данной работой осуществляет Межведомственная комиссия по вопросам бронирования граждан, пребывающих в запасе, за организацию ответственен военный комиссариат. Сама процедура осуществляется на местах.
В первую очередь бронирование ведется на предприятиях, имеющих мобилизационное задание и обеспечивающих жизнедеятельность населения района и функционирующих в неспокойное время. Списки таких фирм утверждаются территориальными комиссиями и через районные (городские) комиссии доводятся до военных комиссариатов. Эти списки в военных комиссариатах являются основанием для бронирования граждан, пребывающих в запасе, в организациях.
Законодательство
При осуществлении ВУ и бронирования предприятия должны руководствоваться:
- Конституцией РФ (ст. 59);
- Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719 (ред. от 01.08.2018) «Об утверждении Положения о ВУ»;
- ФЗ от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» (ред. от 29.12.2017);
- ФЗ от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ» (ред. от 22.02.2017);
- ФЗ от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (ред. от 03.08.2018);
- Указом Президента РФ от 14.08.1992 № 890;
- Постановлением Правительства РФ от 17.03.2010 № 156;
- Инструкцией по бронированию граждан РФ от 03.02.2015 № 664;
- Методическими рекомендациями Генерального штаба ВС РФ по ведению ВУ в организациях.
Кто подлежит бронированию
Бронировать можно лиц, пребывающих в запасе:
- работающих по трудовым договорам в организациях всех форм собственности;
- членов фермерских хозяйств;
- обучающихся по очной форме в государственных, муниципальных или частных образовательных учреждениях начального, профессионального, среднего и высшего профессионального образования;
- женщин, имеющих военно-учетные специальности;
- иные категории граждан, согласно Указам Президента РФ и Постановлениям Правительства РФ.

Бронированию не подлежат:
- занятые на сезонных и временных работа (в т. ч. общественных);
- совместители;
- надомники;
- лица, работающие по договорам;
- занятые в подсобных промыслах;
- офицеры запаса 1-го разряда в первые 5 лет после увольнения с военной службы;
- лица, подлежащие призыву на ВС до достижения ими возраста 27 лет.
Основные требования по организации ВУ и бронирования граждан, пребывающих в запасе
Организации, ведущие ВУ и осуществляющие бронирование, должны состоять на учете в органах местного самоуправления.
Для ведения документов на предприятиях должны иметься специалисты. Исходить при этом нужно из следующих норм:
- 1 рабочий — совместитель, — при наличии на ВУ менее 500 человек;
- 1 работник — при наличии на ВУ от 500 до 2000 граждан;
- 2 сотрудника — при наличии на ВУ от 2000 до 4000 лиц;
- 1 работник на каждые последующие 3000 граждан, состоящих на ВУ;
- если в организации трудятся от 2000 до 4000 людей, подлежащих ВУ, то создается военно-учетный стол.
Должностные обязанности специалиста по ведению ВУ и бронированию граждан определяются приказом директора, оформленного по форме, указанной в Приложении № 4 к «Методическим рекомендациям по ведению ВУ в организациях». Проект приказа согласовывается с военным комиссаром муниципального образования. Также согласованию подлежат и дальнейшие кадровые изменения, касающиеся данного сотрудника.
Какие обязанности возложены на таких специалистов? Они:
- ведут бронирование лиц, пребывающих в запасе;
- направляют ходатайства о предоставлении отсрочек;
- выдают удостоверения;
- проводят анализ обеспеченности компании трудовыми ресурсами;
- своевременно предоставляют необходимые отчеты в городскую комиссию по бронированию ГПЗ и т. д.
Документы
Документы по бронированию разрабатываются и ведутся в соответствии с приложениями к «Инструкции по бронированию граждан РФ…». Перечень необходимых бумаг следующий:
- список граждан, пребывающих в запасе, на которых испрашиваются персональные отсрочки от призыва на ВС по мобилизации и в военное время в ВС РФ (форма № 2, приложение № 1);
- отчет о численности работающих и забронированных граждан, пребывающих в запасе (форма 6, приложение № 6);
- список пребывающих в запасе, на которых необходимо оформить отсрочки от призыва на ВС по мобилизации и в военное время в соответствии с Перечнем должностей и профессий (форма № 8, приложение № 8);
- ведомость на выдачу удостоверений об отсрочке от призыва на ВС по мобилизации и в военное время (формы 4 и 4а) забронированным лицам, пребывающим в запасе (форма № 9, приложение № 9);
- ведомость на выдачу удостоверений об отсрочке от призыва на ВС по мобилизации и в военное время (формы 4 и 4а) уполномоченным цехов и отделов для вручения забронированным гражданам, пребывающим в запасе (форма № 10);
- книга учета передачи бланков специального ВУ, военных билетов и личных карточек (форма № 11, приложение № 10);
- книга по учету бланков специального ВУ (форма № 13, приложение № 11);
- карточка учета организации (форма 18, приложение № 13);
- сведения об обеспеченности трудовыми ресурсами (руководителями, специалистами, квалифицированными рабочими и служащими) из числа ГПЗ на период мобилизации и на военное время (форма № 19, приложение № 18);
- приказ о порядке выдачи удостоверений (форма № 4) на период мобилизации и на военное время забронированным гражданам;
- план мероприятий по вручению удостоверений об отсрочке от призыва на военную службу по мобилизации и на военное время забронированным гражданам, пребывающим в запасе;
- план замены специалистов, убывающих на военную службу по мобилизации и на военное время
Документы следует хранить в специально оборудованных помещениях и железных сейфах, обеспечивающих сохранность бумаг.
Контроль состояния работы по бронированию граждан, пребывающих в запасе
Контроль состояния работы по бронированию лиц, пребывающих в запасе, осуществляется не реже одного раза в три года по решению руководителя контролирующего органа. Контроль проводится:
- федеральными органами государственной власти — в организациях, находящихся в сфере ведения или деятельность которых связана с их деятельностью;
- территориальными и районными комиссиями по бронированию ГПЗ — в организациях, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования), за исключением организаций, находящихся в сфере ведения федеральных органов государственной власти или деятельность которых связана с их деятельностью;
- военными комиссариатами с привлечением территориальных и районных комиссий — во всех организациях.
Контроль проводится согласно планам проверок в соответствии с федеральным законодательствам.
Результаты контроля отражаются в журналах проверок состояния ВУ и бронирования граждан, пребывающих в запасе (форма № 19) и доводятся до руководства организации.
Отчетность
Также все компании должны каждый год направлять доклад о состоянии работы по бронированию граждан, пребывающих в запасе:
- в федеральные органы государственной власти или в организации по подчиненности;
- в городскую комиссию по бронированию граждан, пребывающих в запасе;
- в военные комиссариаты по месту нахождения фирмы.
К докладу следует приложить:
- отчет о количестве работающих и забронированных граждан, пребывающих в запасе, составленный по форме № 6, приложение № 6;
- сведения об обеспеченности на период мобилизации и в военное время трудовыми ресурсами по форме № 19, приложение № 18;
- карточку учета организации — форма № 18, приложение № 13.
Отчеты составляются по состоянию на 31 декабря отчетного года и должны содержать только полные и верные сведения.
-
Светлана Черных (Кузнецова)
2018-09-11 13:37:21Почему то нигде не прописанно, кто должен вести ВУ??? Думаю этот вопрос волнует многих, т.к. возлогают на кого угодно (тыкнув пальцем). Я считаю, что это обязанность кадровика, а не экономиста или бухгалтера и т.п. Это отслеживание перемещений, каких-то изменений в личных данных с занесением в личное дело работников.... А если их 1000 человек? Вся информация есть только у кадровика, это логично! А бегать каждый день и спрашивать, какой-то бред. Как быть в этой ситуации?
-
Никита Костров
2018-09-12 07:17:19Воинский учет это самостоятельное направление в кадровой работе. Согласен, заниматься этим должен человек близкий к кадрам. На этот участок вообще целесообразно выделять отдельную единицу.