Обязанности организаций по бронированию граждан
Обязанность организаций по бронированию граждан закреплена ст. 8 ФЗ от 31.05.1996 № 61-ФЗ. Также на предприятиях должен вестись и воинский учет (ВУ). Рассмотрим, для чего это нужно, кто может вести бронирование и каким образом организуется данная работа.
Понятие бронирования
Для начала разберемся с терминами и расскажем, что означает бронь сотрудников организацией-работодателем. В Законе о мобилизационной подготовке указано, что это такое и что такое задание по бронированию: организации резервируют своих сотрудников для собственных нужд, чтобы обеспечить бесперебойную работу при мобилизации или в военное время (п. 1 ст. 23 31-ФЗ от 26.02.1997). Правом на бронь обладают предприятия, обеспечивающие нормальное функционирование систем жизнеобеспечения: продовольственные компании, операторы связи, энергетические предприятия и пр.
Мероприятие подразумевает комплекс процедур, проводимых в мирное время и в период мобилизации с целью обеспечения компаний в период мобилизации и во время войны работниками из числа людей, пребывающих в запасе. Достигается это путем выдачи им отсрочек (ее предоставляют на срок до 6 месяцев) от призыва на военную службу (ВС), а также от направления их для работы на должностях гражданского персонала ВС РФ, других войск, воинских формирований, органов и спецформирований.
Руководство данной работой осуществляет Межведомственная комиссия, за организацию ответственен военный комиссариат. Сама процедура осуществляется на местах. Помимо сотрудников, предприятие вправе осуществлять бронирование техники организациями на период мобилизации. Резерву подлежит техника, которая необходима для обеспечения работы.
В первую очередь бронь ведется на предприятиях, имеющих мобилизационное задание и обеспечивающих жизнедеятельность населения района и функционирующих в неспокойное время. Списки таких фирм утверждаются территориальными комиссиями и через районные (городские) комиссии доводятся до военных комиссариатов. Эти списки в военных комиссариатах являются основанием для отсрочки граждан, пребывающих в запасе, в организациях. Сотрудников, кого можно не бронировать, определяют предприятия самостоятельно.
Бронь сотрудников осуществляется как в мирное время, так и в период мобилизации. Если предприятие не вело такую работу до мобилизации, то вопрос о брони необходимо решать через обращения в территориальную мобилизационную комиссию и органы местного самоуправления.
Законодательство
При осуществлении ВУ и резервирования предприятия и органы местного самоуправления руководствуются:
- Конституцией РФ (ст. 59);
- постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719 «Об утверждении Положения о ВУ»;
- ФЗ от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне»;
- ФЗ от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ»;
- ФЗ от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;
- Методическими рекомендациями Генерального штаба ВС РФ по ведению ВУ в организациях (утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017);
- Инструкцией по бронированию граждан РФ от 03.02.2015 № 664.
Кто подлежит бронированию
Единого списка для брони нет. Ведомства формируют их постепенно. Если правительство не утвердило нормативный акт, позволяющий оформить бронь на сотрудников из необходимой вам сферы, то необходимо обратиться в военный комиссариат и призывную комиссию для оформления индивидуального резерва.
Забронировать возможно лиц, пребывающих в запасе:
- работающих по трудовым договорам в организациях всех форм собственности;
- членов фермерских хозяйств;
- женщин, имеющих военно-учетные специальности;
- иные категории граждан, согласно Указам Президента РФ и постановлениям Правительства РФ.
Перечня, кто не подлежит бронированию на период мобилизации, не установлено. Такие данные необходимо уточнять в военкомате. Ограничения вправе установить для офицеров запаса, для запасников, имеющих стратегически важные военные специальности.
Определенным группам населения предоставляют отсрочку от мобилизации и службы в армии, например студентам учреждений высшего образования по очно и очно-заочной форме обучения, получающим образование впервые. Отсрочку предоставляют на период обучения. Право на отсрочку имеют граждане, имеющие ограничения по здоровью, многодетные родители, опекуны.
Ответ на вопрос, надо ли бронировать временных работников, положительный, если такие сотрудники подпадают под критерии брони предприятия.
C 2022 года под резерв подпадают специалисты IT-сфер, операторы связи и СМИ:

Если в перечне правительства отсутствуют профессии, работники которых необходимы организации для поддержания функционирования систем жизнеобеспечения общества, предприятие вправе обратиться в военкомат для предоставления персональных отсрочек. Для этого необходимо обосновать необходимость отсрочки персонально на каждого сотрудника: руководители и специалисты организации в бронировании должны выполнять стратегические функции, без которых компания функционировать не сможет.
Основные требования по организации ВУ и бронирования граждан, пребывающих в запасе
Организации, ведущие ВУ и осуществляющие резервирование, должны состоять на учете в органах местного самоуправления.
Для ведения документов на предприятиях должны иметься специалисты. Исходить при этом нужно из следующих норм:
- 1 рабочий — совместитель, при наличии на ВУ менее 500 человек;
- 1 работник — при наличии на ВУ от 500 до 2000 граждан;
- 2 сотрудника — при наличии на ВУ от 2000 до 4000 лиц;
- 1 работник на каждые последующие 3000 граждан, состоящих на ВУ;
- если в организации трудятся от 2000 до 4000 людей, подлежащих ВУ, то создается военно-учетный стол.
Вот перечень последовательных функций по бронированию:
- Обратитесь в территориальную комиссию от военкомата. Уточните, вправе ли ваша организация зарезервировать сотрудников. В заявлении обоснуйте необходимость получения брони.
- Издайте приказ о назначении ответственного лица.
- Составьте план по воинскому учету и брони.
- Составьте список сотрудников для резерва. Предоставьте его в военкомат.
- При положительном решении военкомата оформите отсрочки. Порядок оформления отсрочек разъяснит военкомат.
Должностные обязанности специалиста по ведению ВУ и резервированию граждан определяются приказом директора, оформленным по форме, указанной в Приложении № 4 к «Методическим рекомендациям по ведению ВУ в организациях». Проект приказа согласовывается с военным комиссаром муниципального образования. Также согласованию подлежат и дальнейшие кадровые изменения, касающиеся данного сотрудника.
Какие обязанности возложены на таких специалистов? Они:
- ведут бронирование лиц, пребывающих в запасе;
- направляют ходатайства о предоставлении отсрочек;
- выдают удостоверения;
- проводят анализ обеспеченности компании трудовыми ресурсами;
- своевременно предоставляют необходимые отчеты в городскую комиссию по бронированию ГПЗ и т. д.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, каков порядок пребывания граждан в мобилизационном людском резерве. Используйте эти инструкции бесплатно.
Документы
Документы по бронированию разрабатываются и ведутся в соответствии с приложениями к Инструкции по бронированию граждан РФ от 03.02.2015 № 664с. Перечень необходимых бумаг следующий:
- список граждан, пребывающих в запасе, на которых испрашиваются персональные отсрочки от призыва на ВС по мобилизации и в военное время в ВС РФ (форма № 2, приложение № 1), дополнительно список, какие специальности не бронируются, не требуется;
- отчет о численности работающих и забронированных граждан, пребывающих в запасе (форма 6, приложение № 6);
- список пребывающих в запасе, на которых необходимо оформить отсрочки от призыва на ВС по мобилизации и в военное время в соответствии с Перечнем должностей и профессий (форма № 8, приложение № 8);
- ведомость на выдачу удостоверений об отсрочке от призыва на ВС по мобилизации и в военное время (формы 4 и 4а) забронированным лицам, пребывающим в запасе (форма № 9, приложение № 9);
- ведомость на выдачу удостоверений об отсрочке от призыва на ВС по мобилизации и в военное время (формы 4 и 4а) уполномоченным цехов и отделов для вручения забронированным гражданам, пребывающим в запасе (форма № 10);
- книга учета передачи бланков специального ВУ, военных билетов и личных карточек (форма № 11, приложение № 10);
- книга по учету бланков специального ВУ (форма № 13, приложение № 11);
- карточка учета организации (форма 18, приложение № 13);
- сведения об обеспеченности трудовыми ресурсами (руководителями, специалистами, квалифицированными рабочими и служащими) из числа ГПЗ на период мобилизации и на военное время (форма № 19, приложение № 18);
- приказ о порядке выдачи удостоверений (форма № 4) на период мобилизации и на военное время забронированным гражданам;
- план мероприятий по вручению удостоверений об отсрочке от призыва на военную службу по мобилизации и на военное время забронированным гражданам, пребывающим в запасе;
- план замены специалистов, убывающих на военную службу по мобилизации и на военное время.
Документы следует хранить в специально оборудованных помещениях и железных сейфах, обеспечивающих сохранность бумаг.
Контроль состояния работы по бронированию граждан, пребывающих в запасе
Контроль состояния работы по бронированию лиц, пребывающих в запасе, осуществляется не реже одного раза в три года по решению руководителя контролирующего органа. Контроль проводится:
- федеральными органами государственной власти — в организациях, находящихся в сфере ведения или деятельность которых связана с их деятельностью;
- территориальными и районными комиссиями по бронированию ГПЗ — в организациях, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования), за исключением организаций, находящихся в сфере ведения федеральных органов государственной власти или деятельность которых связана с их деятельностью;
- военными комиссариатами с привлечением территориальных и районных комиссий — во всех организациях.
Контроль проводится согласно планам проверок в соответствии с федеральным законодательством.
Результаты контроля отражаются в журналах проверок состояния ВУ и бронирования граждан, пребывающих в запасе (форма № 19) и доводятся до руководства организации.
Отчетность
Также все компании должны каждый год направлять доклад о состоянии работы по бронированию граждан, пребывающих в запасе:
- в федеральные органы государственной власти или в организации по подчиненности;
- в городскую комиссию по бронированию граждан, пребывающих в запасе;
- в военные комиссариаты по месту нахождения фирмы.
К докладу следует приложить формы по Инструкции № 664с:
- отчет о количестве работающих и забронированных граждан, пребывающих в запасе, составленный по форме № 6, приложение № 6;
- сведения об обеспеченности на период мобилизации и в военное время трудовыми ресурсами по форме № 19, приложение № 18;
- карточку учета организации — форма № 18, приложение № 13.
Отчеты составляются по состоянию на 31 декабря отчетного года и должны содержать только полные и верные сведения.
Форму отчета необходимо запросить в военкомате.