рубрики

Обязанности организаций по бронированию граждан

10 Сентября 2018 в 11:14
Обязанности организаций по бронированию граждан — это функция, возложенная государством на работодателя. Она закреплена ст. 8 ФЗ от 31.05.1996 № 61-ФЗ. Также на предприятиях должен вестись и воинский учет (ВУ). Рассмотрим, для чего это нужно и каким образом организуется данная работа.
Оглавление
Если вы обнаружили в тексте ошибку, сообщите нам об этом, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

Понятие бронирования

Для начала разберемся с терминами и расскажем, что означает словосочетание «бронирование граждан, пребывающих в запасе». Здесь подразумевается комплекс процедур, проводимых в спокойное время с целью обеспечения компаний в период мобилизации и во время войны работниками из числа людей, пребывающих в запасе. Достигается это путем выдачи им отсрочек (отсрочка может предоставляться на срок до 6 месяцев) от призыва на военную службу (ВС), а также от направления их для работы на должностях гражданского персонала ВС РФ, других войск, воинских формирований, органов и спецформирований.

Руководство данной работой осуществляет Межведомственная комиссия по вопросам бронирования граждан, пребывающих в запасе, за организацию ответственен военный комиссариат. Сама процедура осуществляется на местах.

В первую очередь бронирование ведется на предприятиях, имеющих мобилизационное задание и обеспечивающих жизнедеятельность населения района и функционирующих в неспокойное время. Списки таких фирм утверждаются территориальными комиссиями и через районные (городские) комиссии доводятся до военных комиссариатов. Эти списки в военных комиссариатах являются основанием для бронирования граждан, пребывающих в запасе, в организациях.

Законодательство

При осуществлении ВУ и бронирования предприятия должны руководствоваться:

  • Конституцией РФ (ст. 59);
  • Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719 (ред. от 01.08.2018) «Об утверждении Положения о ВУ»;
  • ФЗ от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» (ред. от 29.12.2017);
  • ФЗ от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ» (ред. от 22.02.2017);
  • ФЗ от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (ред. от 03.08.2018);
  • Указом Президента РФ от 14.08.1992 № 890;
  • Постановлением Правительства РФ от 17.03.2010 № 156;
  • Инструкцией по бронированию граждан РФ от 03.02.2015 № 664;
  • Методическими рекомендациями Генерального штаба ВС РФ по ведению ВУ в организациях.

Кто подлежит бронированию

Бронировать можно лиц, пребывающих в запасе:

  • работающих по трудовым договорам в организациях всех форм собственности;
  • членов фермерских хозяйств;
  • обучающихся по очной форме в государственных, муниципальных или частных образовательных учреждениях начального, профессионального, среднего и высшего профессионального образования;
  • женщин, имеющих военно-учетные специальности;
  • иные категории граждан, согласно Указам Президента РФ и Постановлениям Правительства РФ.

Бронированию не подлежат:

  • занятые на сезонных и временных работа (в т. ч. общественных);
  • совместители;
  • надомники;
  • лица, работающие по договорам;
  • занятые в подсобных промыслах;
  • офицеры запаса 1-го разряда в первые 5 лет после увольнения с военной службы;
  • лица, подлежащие призыву на ВС до достижения ими возраста 27 лет.

Основные требования по организации ВУ и бронирования граждан, пребывающих в запасе

Организации, ведущие ВУ и осуществляющие бронирование, должны состоять на учете в органах местного самоуправления.

Для ведения документов на предприятиях должны иметься специалисты. Исходить при этом нужно из следующих норм:

  • 1 рабочий — совместитель, — при наличии на ВУ менее 500 человек;
  • 1 работник — при наличии на ВУ от 500 до 2000 граждан;
  • 2 сотрудника — при наличии на ВУ от 2000 до 4000 лиц;
  • 1 работник на каждые последующие 3000 граждан, состоящих на ВУ;
  • если в организации трудятся от 2000 до 4000 людей, подлежащих ВУ, то создается военно-учетный стол.

Должностные обязанности специалиста по ведению ВУ и бронированию граждан определяются приказом директора, оформленного по форме, указанной в Приложении № 4 к «Методическим рекомендациям по ведению ВУ в организациях». Проект приказа согласовывается с военным комиссаром муниципального образования. Также согласованию подлежат и дальнейшие кадровые изменения, касающиеся данного сотрудника.

Какие обязанности возложены на таких специалистов? Они:

  • ведут бронирование лиц, пребывающих в запасе;
  • направляют ходатайства о предоставлении отсрочек;
  • выдают удостоверения;
  • проводят анализ обеспеченности компании трудовыми ресурсами;
  • своевременно предоставляют необходимые отчеты в городскую комиссию по бронированию ГПЗ и т. д.

Документы

Документы по бронированию разрабатываются и ведутся в соответствии с приложениями к «Инструкции по бронированию граждан РФ…». Перечень необходимых бумаг следующий:

  • список граждан, пребывающих в запасе, на которых испрашиваются персональные отсрочки от призыва на ВС по мобилизации и в военное время в ВС РФ (форма № 2, приложение № 1);
  • отчет о численности работающих и забронированных граждан, пребывающих в запасе (форма 6, приложение № 6);
  • список пребывающих в запасе, на которых необходимо оформить отсрочки от призыва на ВС по мобилизации и в военное время в соответствии с Перечнем должностей и профессий (форма № 8, приложение № 8);
  • ведомость на выдачу удостоверений об отсрочке от призыва на ВС по мобилизации и в военное время (формы 4 и 4а) забронированным лицам, пребывающим в запасе (форма № 9, приложение № 9);
  • ведомость на выдачу удостоверений об отсрочке от призыва на ВС по мобилизации и в военное время (формы 4 и 4а) уполномоченным цехов и отделов для вручения забронированным гражданам, пребывающим в запасе (форма № 10);
  • книга учета передачи бланков специального ВУ, военных билетов и личных карточек (форма № 11, приложение № 10);
  • книга по учету бланков специального ВУ (форма № 13, приложение № 11);
  • карточка учета организации (форма 18, приложение № 13);
  • сведения об обеспеченности трудовыми ресурсами (руководителями, специалистами, квалифицированными рабочими и служащими) из числа ГПЗ на период мобилизации и на военное время (форма № 19, приложение № 18);
  • приказ о порядке выдачи удостоверений (форма № 4) на период мобилизации и на военное время забронированным гражданам;
  • план мероприятий по вручению удостоверений об отсрочке от призыва на военную службу по мобилизации и на военное время забронированным гражданам, пребывающим в запасе;
  • план замены специалистов, убывающих на военную службу по мобилизации и на военное время

Документы следует хранить в специально оборудованных помещениях и железных сейфах, обеспечивающих сохранность бумаг.

Контроль состояния работы по бронированию граждан, пребывающих в запасе

Контроль состояния работы по бронированию лиц, пребывающих в запасе, осуществляется не реже одного раза в три года по решению руководителя контролирующего органа. Контроль проводится:

  • федеральными органами государственной власти — в организациях, находящихся в сфере ведения или деятельность которых связана с их деятельностью;
  • территориальными и районными комиссиями по бронированию ГПЗ — в организациях, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования), за исключением организаций, находящихся в сфере ведения федеральных органов государственной власти или деятельность которых связана с их деятельностью;
  • военными комиссариатами с привлечением территориальных и районных комиссий — во всех организациях.

Контроль проводится согласно планам проверок в соответствии с федеральным законодательствам.

Результаты контроля отражаются в журналах проверок состояния ВУ и бронирования граждан, пребывающих в запасе (форма № 19) и доводятся до руководства организации.

Отчетность

Также все компании должны каждый год направлять доклад о состоянии работы по бронированию граждан, пребывающих в запасе:

  • в федеральные органы государственной власти или в организации по подчиненности;
  • в городскую комиссию по бронированию граждан, пребывающих в запасе;
  • в военные комиссариаты по месту нахождения фирмы.

К докладу следует приложить:

  • отчет о количестве работающих и забронированных граждан, пребывающих в запасе, составленный по форме № 6, приложение № 6;
  • сведения об обеспеченности на период мобилизации и в военное время трудовыми ресурсами по форме № 19, приложение № 18;
  • карточку учета организации — форма № 18, приложение № 13.

Отчеты составляются по состоянию на 31 декабря отчетного года и должны содержать только полные и верные сведения.

Выскажите свое мнение о статье или задайте вопрос экспертам, чтобы получить ответ
Подпишитесь на новости Клуба кадровиков
Раз в неделю мы будем отправлять самые важные статьи вам на электронную почту.
Вы в любой момент сможете отказаться от наших писем, если потеряете к ним интерес.
Что такое бронирование граждан

Бронирование граждан, пребывающих в запасе, — это комплекс мероприятий, позволяющий обеспечить государство необходимыми трудовыми ресурсами в случае мобилизации или объявления режима военного времени. Кто проводит работу по бронированию, каких специалистов надо бронировать, а главное, какие нормативные акты помогут во всем разобраться, узнаете из статьи.

Воинский учет

29 Ноября 2018 в 13:37

Особенности оплаты и увольнения в период военных сборов

Некоторые работники сейчас находятся на очередных военных сборах, поэтому у кадровиков порой возникают нестандартные ситуации. В статье разберемся, должен ли работодатель оплачивать средний заработок вызванному на сборы сотруднику, если в организации простой. А еще расскажем, как уволить подчиненного, призванного для прохождения военной подготовки, если срок срочного трудового договора с ним истекает в период сборов.

Воинский учет Оплата труда Расчеты с персоналом Трудовые споры Увольнение

12 Апреля 2018 в 17:38

Альтернативная военная служба: что это такое?

Альтернативная военная служба в РФ гарантирована все российским гражданам Конституцией. Это значит, что они могут пойти работать на пользу общества вместо того, чтобы вступить в ряды вооруженных сил. Что нужно знать об этой обязанности работодателям и призывникам, расскажет эта статья.

Воинский учет Управление персоналом

15 Ноября 2017 в 11:01

Как компенсировать расходы на военные сборы

Все организации, независимо от формы собственности, обязаны вести воинский учет. А где воинский учет, там и призыв работника на военные сборы, которые кадровику необходимо правильно оформить, а бухгалтеру – оплатить. Можно ли заставить военкомат компенсировать затраты работодателя?

Воинский учет Разбираем на примерах

23 Августа 2017 в 18:00

Можно ли принять на работу сотрудника без военного билета?

Кадровики часто сталкиваются с ситуацией, когда прошедший отбор соискатель при оформлении приема на работу сообщает, что какие-либо документы воинского учета у него отсутствуют. Потенциальных кандидатов также волнует вопрос, берут ли на работу без военного билета.

Воинский учет Прием на работу

23 Мая 2017 в 14:25

Грамотно решаем профессиональные кадровые вопросы
На ваши вопросы отвечают опытные кадровики и юристы
Вы можете задать
вопрос бесплатно
Есть вопрос? Задайте его прямо сейчас.
Ответ гарантируем!

ОШИБКА В ТЕКСТЕ

Коротко опишите суть
ошибки (например: опечатка)
и нажмите "Отправить"

Сообщение отправлено. Спасибо!

ОТМЕНА