Ответственность за нарушение гражданским служащим должностных обязанностей
Не все знают, как детально регламентирована служебная деятельность и ответственность чиновников. Законодательство тщательно прописывает права и все виды ответственности за проступки — от замечания до увольнения за грубые нарушения гражданским служащим своих должностных обязанностей или неподачу декларации о доходах.
Госслужащий — обязанности, ограничения и запреты
Госслужащие имеют особый статус в системе управления общественным сектором страны. Для понимания их статуса, условий работы и ответственности, почему высок риск потери работы даже за однократное грубое нарушение гражданским служащим должностных обязанностей, следует понимать правовые условия их занятости.
В соответствии с п. 1–3 ст. 10 ФЗ-79 государственным служащим является гражданин:
- осуществляющий профессиональную деятельность на федеральных и региональных должностях гражданской службы;
- получающий денежное содержание от нанимателя (Российская Федерация или субъект Российской Федерации) за счет бюджетов федерального и регионального уровня соответственно.
Система госслужбы включает в себя (ст. 2 ФЗ-58):
- государственную гражданскую службу (федеральные и региональные чиновники);
- военную службу;
- государственную службу иных видов (например, сотрудники правоохранительных органов и Росгвардии).
Правовое положение чиновника определяется соответствующим федеральным законом о виде службы. Отдельные законы регулируют военную службу, службу в правоохранительных органах, труд в избирательных комиссиях, надзорных органах и пр. Названные законы устанавливают (п. 4 ст. 10 ФЗ-79):
- служебные обязательства и ограничения;
- правила служебного поведения;
- ответственность;
- порядок разрешения служебных споров и конфликта интересов.
Должностные обязанности госслужащего зависят от занимаемой должности. Но есть обязанности, которые выполняют все чиновники без исключения.

Общие для чиновников ограничения и запреты
Общий перечень ограничений и запретов, которые предписаны гражданским служащим, изложен в статьях 16 и 17 ФЗ-79. Кратко об основных ограничениях, регулирующих поступление и нахождение на гражданской службе, — ст. 16. Гражданин не принимается (теряет возможность продолжать службу) в случае:
- Признания или ограничения дееспособности решением суда.
- Осуждения к наказанию приговором суда, наличия неснятой или непогашенной судимости.
- Отказа от процедуры оформления допуска к гостайне.
- Наличия заболевания, препятствующего поступлению на службу.
- Близкого родства с гражданским служащим, если присутствует подчиненность или подконтрольность одного из них другому.
- Выхода из гражданства РФ, наличия или приобретения гражданства другого государства.
- Предоставления ложных сведений или документов при поступлении.
- Представления/непредоставления ложных данных об имуществе, доходах, обязательствах имущественного характера.
- Утраты доверия к гражданскому служащему со стороны представителя нанимателя в оговоренных законом случаях.
- Уклонения от военной службы по призыву без законных оснований.
- Непредоставления сведений для размещения информации в сети Интернет.
Действуют для чиновников и прямые запреты. Перечислены они в ст. 17 ФЗ-79.

Запреты и ограничения, установленные антикоррупционным законодательством
Большое значение имеет эффективная профилактика и предотвращение коррупционных нарушений. Определение коррупции законодатель дает в абз. 2–3 ст. 1 ФЗ-273 и понимает под ней:
- злоупотребление служебным положением, дачу, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп, иное незаконное использование должностного положения в целях получения выгоды — денег, ценностей, имущества, услуг имущественного характера для себя или для третьих лиц либо предоставление выгоды указанному лицу другими физическими лицами;
- совершение коррупционных действий от имени или в интересах юридического лица.
Справка. Как было отмечено выше, одной из мер противодействия коррупции являются запреты и ограничения, налагаемые на госчиновников. Запреты являются общими для всех госслужащих. Они приведены выше и регламентированы в ст. 17 ФЗ-79, ст. 12 ФЗ-273. Дополнительно лицам, замещающим государственные должности, нельзя иметь счета и пользоваться фининструментами иностранных банков и предписывается такие счета закрыть (№ 79-ФЗ от 07.05.2013).
По теме читайте:
В соответствии со ст. 8, 12 ФЗ-273 от 25.12.2008 «О противодействии коррупции» лица, замещающие государственные должности, обязаны передать принадлежащие ценные бумаги, акции в доверительное управление и предоставлять следующие сведения:
- о доходах, имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера, сведения о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера (далее — сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера);
- о расходах своих, расходах супруги (супруга), детей (несовершеннолетних) по каждой сделке — имущественной и финансовой.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как провести служебное расследование в случае нарушения работником трудовой дисциплины. Используйте эти инструкции бесплатно.
Виды ответственности за нарушения
Для поддержания служебной дисциплины законодатель разработал для государственных служащих меры юридической ответственности. Названные меры реализуются в зависимости от тяжести содеянного правонарушения.
В отношении государственных служащих применяются все виды юридической ответственности:
- дисциплинарная;
- гражданско-правовая;
- административная;
- уголовная.
Дисциплинарная ответственность
В результате нарушения служебной дисциплины наступает дисциплинарный вид юридической ответственности. Суть — в обязанности чиновника за совершение проступка претерпеть негативные последствия. Нормативные основания регулируются:
- ФЗ-79 от 27.07.2004;
- дисциплинарными положениями;
- другими НПА.
Условие применения дисциплинарных мер — неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей. Таковыми признаются действия или бездействие, не соответствующие:
- законодательству;
- НПА, регламентирующим служебные обязанности (уставы, положения, должностные инструкции и др.).
Должностным проступком является только виновное неисполнение госслужащим возложенных на него обязанностей. Применение дисциплинарного взыскания предполагает проведение предварительной проверки. Расследование устанавливает характер действия (бездействия): является ли оно виновным, совершено умышленно или неумышленно. При применении этого вида взыскания учитываются:
- степень вины;
- тяжесть проступка;
- обстоятельства, при которых проступок совершен;
- предшествующие результаты работы чиновника.
Дисциплинарные взыскания, налагаемые на государственных служащих согласно ст. 14 ФЗ-79 от 27.07.2004:
- замечание;
- выговор;
- предупреждение о неполном должностном соответствии;
- увольнение с гражданской службы.
При наличии вины, наиболее серьезная мера дисциплинарного воздействия — официальное увольнение с госслужбы по основаниям.

Если ответственность наступает по дисциплинарным уставам или, например, Положению о службе в органах внутренних дел РФ, то виды дисциплинарных взысканий чуть иные (ст. 50 ФЗ-342 от 30.11.2011):
- замечание;
- выговор;
- строгий выговор;
- предупреждение о неполном служебном соответствии;
- перевод на нижестоящую должность;
- увольнение из ОВД.
Особенность гражданско-правовой ответственности
У гражданско-правовой ответственности госслужащих есть особенность — ст. 1069 (часть вторая) ГК РФ. Чиновники не несут непосредственно перед физическими и юридическими лицами, имуществу которых причинен ущерб, гражданско-правовую ответственность за совершение противоправных деяний, связанных с исполнением ими возложенных на них должностных обязанностей. Субъектом имущественной ответственности за нанесенный в рамках исполнения обязанностей ущерб является государство в лице органа государственной власти. Наличие ущерба и его размер определяют меру ответственности. Наступает ответственность за вред имуществу госоргана либо третьего лица. Причина — виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей.
При наличии ущерба юрлицу или гражданину, в соответствии с ГК РФ госорган вмешивается и берет ответственность за последствия должностного проступка.
Справка. Вред имуществу лица (физического или юридического) возмещается в объеме реального ущерба и упущенной выгоды.
Гражданско-правовая ответственность — самостоятельный вид юридической ответственности. Применяется она одновременно и наряду с мерами дисциплинарных взысканий и не освобождает от возмещения материального ущерба государству. Кроме этого, привлечение к административной или уголовной ответственности — обязательное условие привлечения к материальной в соответствии со ст. 233 ТК РФ (Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 21.07.2022 № 88-13911/2022 по делу № 2-664/2022).
Административная ответственность
Этот вид ответственности чиновника является следствием административных проступков в связи с неисполнением (ненадлежащим исполнением) обязанностей, совершаемых в качестве должностного лица (ст. 2.4 КоАП):
- прямое нарушение правил;
- дача незаконных указаний подчиненным;
- отсутствие контроля над действиями подчиненных.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие должностного лица, посягающее на:
- порядок — государственный или общественный;
- собственность;
- права и свободы граждан;
- установленный порядок управления.
Справка. Нередко составы административных и дисциплинарных нарушений должностных обязанностей дублируются. Форма и объем санкций зависят от вида и тяжести административного проступка.
В отношении государственных служащих за совершение перечисленных правонарушений устанавливаются следующие виды административной ответственности (ст. 3.2 КоАП):
- предупреждение;
- административный штраф;
- дисквалификация.
Есть особые категории госслужащих:
- судьи, депутаты и др. — они обладают иммунитетом и не подлежат административной ответственности;
- служащие, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов, — для них действует особый порядок привлечения к административной ответственности.
Уголовная ответственность
Преступления госслужащих — это деяния, состоящие в злоупотреблении властью с целью получения:
- денег;
- выгод;
- иных преимуществ для оказания давления.
Уголовная ответственность чиновников регламентируется исключительно УК РФ, а не законодательством о государственной службе. Преследование возбуждается по:
- заявлению третьих лиц;
- требованию администрации государственного органа.
Любое уголовно наказуемое деяние по службе является нарушением обязанностей государственного служащего. Есть ситуации, когда чиновники, виновные в совершении конкретного преступления, подвергаются уголовному наказанию по приговору суда. УК РФ содержит ряд составов преступлений, субъектами которых становятся только служащие госорганов — должностные и не должностные лица.
УК РФ | Состав преступления |
---|---|
Ст. 285 | Злоупотребление должностными полномочиями |
Ст. 286 | Превышение должностных полномочий |
Ст. 289 | Незаконное участие в предпринимательской деятельности |
Ст. 290 | Получение взятки |
Ст. 291 | Дача взятки |
Ст. 293 | Халатность |
Юридическая ответственность государственных служащих представляет из себя сложную систему. «Конструкция» включает в себя подсистемы дисциплинарной, гражданско-правовой, административной, уголовной ответственности:
- дисциплинарное и гражданско-правовое взыскание налагается руководителем или вышестоящим должностным лицом;
- административное взыскание — органами внутренних дел;
- уголовное наказание — только в судебном порядке.
Форма правоприменительного акта:
- в гражданском праве — решение;
- в административном праве — постановление;
- в уголовном — приговор.
Ответственность за коррупцию
Меры юридической ответственности за коррупционные нарушения и преступления регулируются нормами статей Закона о государственной гражданской службе — ФЗ-79 от 27.07.2014.
В ст. 59.1 регулируется ответственность за несоблюдение:
- ограничений и запретов;
- требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов; неисполнение других обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.
Статья предусматривает следующие взыскания:
- замечание;
- выговор;
- предупреждение о неполном должностном соответствии.
Случаи увольнения в связи с утратой доверия перечислены в ст. 59.2:
- Непринятие мер по предотвращению, урегулированию конфликта интересов.
- Непредоставление сведений о доходах, расходах, имуществе и имущественных обязательствах.
- Участие на возмездной основе в управлении коммерческой организации.
- Осуществление предпринимательской деятельности.
- Вхождение в состав органов управления иностранных некоммерческих неправительственных организаций (их подразделений).
- Нарушение запрета пользоваться услугами иностранных банков: открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности.
Порядок применения взысканий за коррупционные правонарушения изложен в ст. 59.3 ФЗ-79 от 27.07.2004. Согласно пункту 3 статьи 59.2 названного закона, сведения об увольнении в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения включаются в специальный реестр лиц. Ведение реестра предусмотрено ст. 15 ФЗ-273 от 25.12.2008. Сведения в реестр вносит государственный орган, в котором гражданский служащий работал.