Понятие эффективного контракта закреплено в Распоряжении Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р, которое утвердило Программу поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы. Он представляет собой трудовой договор, в котором подробно описана схема расчета размера оплаты труда в зависимости о его эффективности. Все работодатели бюджетной сферы должны были заключить такие контракты с сотрудниками. Не стали исключением и работники здравоохранения.
Задачи и критерии эффективного контракта в здравоохранении
Внедрение системы эффективных контрактов в систему здравоохранения преследует выполнение следующих задач:
- повышение престижности труда в бюджетных медицинских учреждениях;
- сохранение кадрового потенциала;
- приведение размера оплаты труда в соответствие с качеством и объемом предоставляемых услуг.
Из этих задач следует, что основная цель договоров нового типа — мотивация медицинских работников на достижение более высоких результатов в профессиональной деятельности, а также комплексное повышение качества услуг. Для этого вводятся специальные критерии оценивания эффективности работы, которые закрепляются в трудовом договоре. При их определении рекомендуется опираться на Приказ Минздрава РФ № 421 от 28.06.2013 и Приказ Минтруда РФ № 287 от 01.07.2013.
Эффективный контракт в здравоохранении: критерии оценки работы
Примерами критериев оценивания качества труда врачей может служить отсутствие:
- врачебных ошибок и летальных исходов;
- ошибок при работе с документацией, нарушений документооборота и других порядков;
- обоснованных претензий к качеству работы;
- нарушений, связанных с выполнением должностных обязанностей и инструкций.
Что касается медсестер и другого среднего медицинского персонала, то в их работе должны отсутствовать:
- нарушения в отчетности, хранении и учете препаратов;
- нарушения в порядке ухода и наблюдения за больными;
- нарекания со стороны врачей и т. д.
Список критериев далеко не полный, он может включать различные статистические показатели, например количество принятых пациентов, процент привитых и так далее.
Пример эффективного контракта в здравоохранении
В новом договоре, помимо схемы оценивания качества труда, должен быть описан порядок различных выплат. Обычно оплата в медицинских учреждениях складывается из оклада, стимулирующих выплат, компенсаций и премий. Размер компенсаций не может быть ниже установленного в трудовом законодательстве. Они могут начисляться за совмещение должностей, тяжелые и вредные условия труда, работу в ночное время, за замещение отсутствующего сотрудника и т. д.
Стимулирующие выплаты, согласно Письму Минздрава № 16-3/10/2-6752 от 04.09.2014, выплачиваются за:
- высокую интенсивность труда;
- качество предоставляемых услуг;
- стаж работы и выслугу лет;
- результаты работы за конкретный период.
Все условия начисления дополнительных выплат должны быть оговорены в отношении каждого работника.
Скачать образец эффективного контракта в здравоохранении можно ниже.
Переход на эффективные контракты в здравоохранении
Сотрудник, который устраивается на работу, подписывает договор, составленный по новым правилам. С теми, кто работал в организации ранее, заключается дополнительное соглашение, в которое вносятся все нововведения. При этом работодатель обязан известить сотрудников о планирующихся изменениях как минимум за два месяца до их введения. Если сотрудник отказывается подписывать дополнительное соглашение, то трудовой договор с ним может быть расторгнут, согласно пункту 7 статьи 77 ТК РФ. Оформлять переход рекомендуется в соответствии со следующим алгоритмом:
- Руководитель издает приказ о внедрении новых контрактов.
- Создается рабочая группа, включающая в себя представителей профсоюза, работников, руководителей.
- Разрабатываются критерии эффективности.
- Составляются типовые трудовые договоры для новых сотрудников и дополнительные соглашения для имеющихся работников.
- Сотрудники уведомляются о грядущих изменениях.
- Вносятся изменения в Положение об оплате труда (о введении стимулирующих выплат в зависимости от результатов работы), работники знакомятся с документом под подпись.
- Вносятся изменения в должностные инструкции, работники знакомятся с ними под подпись.