рубрики

Правила проведения собеседования

20 Августа 2018 в 17:08
Собеседование — это мероприятие, которое помогает отсеять неподходящие кандидатуры и подобрать лучшего на вакансию. Организовать его можно по-разному. Техника проведения собеседования зависит и от специфики вакансии, и от количества претендентов на нее. Играют роль и возможности рекрутера, его личные предпочтения и профессиональные привычки.
Оглавление
Если вы обнаружили в тексте ошибку, сообщите нам об этом, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

Первичное собеседование позволяет узнать о соискателе то, чего не увидеть в резюме. Среди его основных целей:

  • оценка индивидуальных качеств претендента (психофизиологических, деловых);
  • установление соответствия заявленных в резюме знаний и навыков реальным;
  • выявление преимущества данного соискателя перед другими;
  • экспресс-оценка его перспектив (развитие вместе с компанией или скорый уход ради повышения).

Основные методики проведения собеседований при приеме на работу

Начнем с самых общих классификаций. Первая основана на делении по критерию количества участников. Здесь возможны варианты:

  1. Один на один. Психологически проще для соискателя. Есть риск предвзятости кадровика.
  2. Рекрутер и несколько претендентов. Предпочтительно для крупных компаний. Главный плюс — живая конкуренция позволяет кандидатам раскрыться.
  3. Один претендент и группа интервьюеров (например, руководитель, начальник отдела и рекрутер).
  4. Несколько претендентов и группа интервьюеров. Обеспечена объективность, зато соискатель может перенервничать.

Другая классификация — по структурированности. Жесткая форма организации предполагает расспрос по заранее заготовленной анкете. Мягкая, напротив, напоминает доброжелательную беседу. В этом случае рекрутер выступает, скорее, как психолог, а не как аналитик.

Побеседовать можно и по телефону. Но не видя языка тела, сложно понять, говорит ли человек правду.

Нестандартные методы собеседования

Из зарубежной практики рекрутеры нередко заимствуют новые и необычные для российского работника форматы интервью при приеме на работу.

Так, диагностический метод предполагает ответы на вопросы на отвлеченные темы. Вместо выяснения последних изменений к положению о бухучете или способов скоростной отладки программного обеспечения рекрутер осведомляется о жизненных представлениях претендента:

  • о понятии успеха;
  • причинах его интереса к людям;
  • проявлениях инициативы;
  • достижении цели;
  • ведении бесед или переговоров;
  • личной эффективности.

Нужно лишь попросить человека давать развернутые ответы. Тогда можно узнать его и как личность, и как профессионала.

Кейс-интервью предполагает решение конкретной задачи. Рекрутер ставит перед собеседником проблемную ситуацию и предлагает найти из нее выход. Это более явно покажет профессиональные знания, чем строчки в резюме об образовании и опыте.

Компетентностный анализ — это разбор уже достигнутых результатов. Кандидат приводит личное достижение. Рекрутер просит описать:

  • какая проблемная ситуация была на тот момент;
  • какие меры он принял для ее разрешения;
  • чему научился в итоге;
  • какие полученные навыки может применять в будущем.

Стрессовое интервью может включать элементы любого из вышеперечисленных. Но проводятся они в атмосфере психологического давления. Так рекрутер отсеивает обладателей низкой самооценки, неспособных к противостоянию.

Этапы проведения собеседования

Все вышеперечисленное — это самый крупный, но не единственный компонент интервью при приеме на работу. Выглядит оно в сжатом виде примерно так:

  1. Приветствие, знакомство (пусть даже повторное) и обозначение цели.
  2. Краткий рассказ об организации и ее видении идеального кандидата.
  3. Непосредственно опрос.
  4. Благодарность интервьюера и объяснение дальнейших действий («Перезвоним в течение недели», «Ждите письма на электронную почту до 27 числа» и т. п.).

Дополнительные этапы собеседования могут включаться по желанию организаторов. Например, сначала можно провести беседу с группой, а потом с каждым индивидуально.

Ключевые правила для рекрутера

Главная рекомендация: меньше говори сам и больше слушай кандидата. Рекрутер должен только задавать вопросы, но не наводить на желаемые ответы. Также желательно следовать таким советам:

  1. Всегда иметь четкий план проведения собеседования.
  2. Заранее подготовить помещение (достаточное количество стульев, бумаги, запасных ручек, воды в кулере, вешалок для одежды).
  3. Не опаздывать и учитывать время, назначенное другим претендентам.
  4. Не отвлекаться во время беседы (на клиентов, телефонные звонки, переписки).
  5. Поддерживать доброжелательную атмосферу (даже в условиях стресс-теста).

Главные ошибки рекрутеров — снисходительное отношение, отсутствие заготовленных вопросов и нетактичность. Не следует переходить рамки личного и спрашивать то, что к работе не имеет отношения. Это касается, в первую очередь, семейного положения и наличия детей, религиозных и политических взглядов, излишней детализации провождения свободного времени.

Нестандартные вопросы могут быть истолкованы неоднозначно. Например, некоторые кадровики спрашивают о занятиях и достижениях близких родственников и друзей. Они считают, что это поможет выяснить, как принято работать в среде кандидата, есть ли коллективная установка на успех и т. п. Но человек сочтет это как вмешательство в его личную жизнь, не связанную с работой, развернется и уйдет.

Выскажите свое мнение о статье или задайте вопрос экспертам, чтобы получить ответ
Подпишитесь на новости Клуба кадровиков
Раз в неделю мы будем отправлять самые важные статьи вам на электронную почту.
Вы в любой момент сможете отказаться от наших писем, если потеряете к ним интерес.
Как грамотно составить резюме

Резюме — это краткое описание трудовой деятельности, знаний, умений и навыков лица, ищущего работу. Резюме можно сравнить с аннотацией к книге, ознакомившись с которой, человек захочет прочитать книгу целиком (то есть пригласить кандидата на собеседование) либо нет. Из статьи вы узнаете, как грамотно составить резюме 2018.

Кадровики советуют Прием на работу

14 Октября 2018 в 09:54

Ольга Тарасова: Что такое интеллектуальный рекрутинг

Поиск сотрудников зачастую связан с определенными трудностями для руководства. Разобраться в том, как выбрать хорошего специалиста, поможет Ольга Тарасова, руководитель «Скиф — интеллектуальный рекрутинг», которая занимается подбором персонала более 10 лет.

Интервью Подбор персонала Управление персоналом

14 Октября 2018 в 00:00

Какие причины увольнения лучше указывать в резюме

Причина увольнения в резюме — пункт, который позволяет кадровику получить представление об отношении соискателя к предыдущему месту работы.

Подбор персонала Прием на работу

24 Сентября 2018 в 10:15

Алексей Дворник: «Нет плохих или хороших инструментов поиска сотрудников»

Сложно ли найти в век технологий настоящего профессионала? Как понять, что соискатель «придется к месту» и сможет выполнять возложенные на него обязанности? О том, где фирмы ищут кандидатов, и как происходит их отбор, рассказывает Алексей Дворник, руководитель направления оценки и обучения персонала HR Solutions.

Подбор персонала Управление персоналом Интервью

18 Сентября 2018 в 16:16

Как правильно вести себя на собеседовании

Поведение соискателя при первой беседе — важный аргумент для рекрутера. Мы расскажем, как пройти собеседование на работу.

Кадровики советуют Подбор персонала

12 Сентября 2018 в 16:03

Грамотно решаем профессиональные кадровые вопросы
На ваши вопросы отвечают опытные кадровики и юристы
Вы можете задать
вопрос бесплатно
Есть вопрос? Задайте его прямо сейчас.
Ответ гарантируем!

ОШИБКА В ТЕКСТЕ

Коротко опишите суть
ошибки (например: опечатка)
и нажмите "Отправить"

Сообщение отправлено. Спасибо!

ОТМЕНА