рубрики

Правила проведения собеседования

КонсультантПлюс
Собеседование — это мероприятие, которое помогает отсеять неподходящие кандидатуры и подобрать лучшего на вакансию. Организовать его можно по-разному. Техника проведения собеседования зависит и от специфики вакансии, и от количества претендентов на нее. Играют роль и возможности рекрутера, его личные предпочтения и профессиональные привычки.
Оглавление
Если вы обнаружили в тексте ошибку, сообщите нам об этом, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

Первичное собеседование позволяет узнать о соискателе то, чего не увидеть в резюме. Среди его основных целей:

  • оценка индивидуальных качеств претендента (психофизиологических, деловых);
  • установление соответствия заявленных в резюме знаний и навыков реальным;
  • выявление преимущества данного соискателя перед другими;
  • экспресс-оценка его перспектив (развитие вместе с компанией или скорый уход ради повышения).

Основные методики проведения собеседований при приеме на работу

Начнем с самых общих классификаций. Первая основана на делении по критерию количества участников. Здесь возможны варианты:

  1. Один на один. Психологически проще для соискателя. Есть риск предвзятости кадровика.
  2. Рекрутер и несколько претендентов. Предпочтительно для крупных компаний. Главный плюс — живая конкуренция позволяет кандидатам раскрыться.
  3. Один претендент и группа интервьюеров (например, руководитель, начальник отдела и рекрутер).
  4. Несколько претендентов и группа интервьюеров. Обеспечена объективность, зато соискатель может перенервничать.

Другая классификация — по структурированности. Жесткая форма организации предполагает расспрос по заранее заготовленной анкете. Мягкая, напротив, напоминает доброжелательную беседу. В этом случае рекрутер выступает, скорее, как психолог, а не как аналитик.

Побеседовать можно и по телефону. Но не видя языка тела, сложно понять, говорит ли человек правду.

Нестандартные методы собеседования

Из зарубежной практики рекрутеры нередко заимствуют новые и необычные для российского работника форматы интервью при приеме на работу.

Так, диагностический метод предполагает ответы на вопросы на отвлеченные темы. Вместо выяснения последних изменений к положению о бухучете или способов скоростной отладки программного обеспечения рекрутер осведомляется о жизненных представлениях претендента:

  • о понятии успеха;
  • причинах его интереса к людям;
  • проявлениях инициативы;
  • достижении цели;
  • ведении бесед или переговоров;
  • личной эффективности.

Нужно лишь попросить человека давать развернутые ответы. Тогда можно узнать его и как личность, и как профессионала.

Кейс-интервью предполагает решение конкретной задачи. Рекрутер ставит перед собеседником проблемную ситуацию и предлагает найти из нее выход. Это более явно покажет профессиональные знания, чем строчки в резюме об образовании и опыте.

Компетентностный анализ — это разбор уже достигнутых результатов. Кандидат приводит личное достижение. Рекрутер просит описать:

  • какая проблемная ситуация была на тот момент;
  • какие меры он принял для ее разрешения;
  • чему научился в итоге;
  • какие полученные навыки может применять в будущем.

Стрессовое интервью может включать элементы любого из вышеперечисленных. Но проводятся они в атмосфере психологического давления. Так рекрутер отсеивает обладателей низкой самооценки, неспособных к противостоянию.

Этапы проведения собеседования

Все вышеперечисленное — это самый крупный, но не единственный компонент интервью при приеме на работу. Выглядит оно в сжатом виде примерно так:

  1. Приветствие, знакомство (пусть даже повторное) и обозначение цели.
  2. Краткий рассказ об организации и ее видении идеального кандидата.
  3. Непосредственно опрос.
  4. Благодарность интервьюера и объяснение дальнейших действий («Перезвоним в течение недели», «Ждите письма на электронную почту до 27 числа» и т. п.).

Дополнительные этапы собеседования могут включаться по желанию организаторов. Например, сначала можно провести беседу с группой, а потом с каждым индивидуально.

Ключевые правила для рекрутера

Главная рекомендация: меньше говори сам и больше слушай кандидата. Рекрутер должен только задавать вопросы, но не наводить на желаемые ответы. Также желательно следовать таким советам:

  1. Всегда иметь четкий план проведения собеседования.
  2. Заранее подготовить помещение (достаточное количество стульев, бумаги, запасных ручек, воды в кулере, вешалок для одежды).
  3. Не опаздывать и учитывать время, назначенное другим претендентам.
  4. Не отвлекаться во время беседы (на клиентов, телефонные звонки, переписки).
  5. Поддерживать доброжелательную атмосферу (даже в условиях стресс-теста).

Главные ошибки рекрутеров — снисходительное отношение, отсутствие заготовленных вопросов и нетактичность. Не следует переходить рамки личного и спрашивать то, что к работе не имеет отношения. Это касается, в первую очередь, семейного положения и наличия детей, религиозных и политических взглядов, излишней детализации провождения свободного времени.

Нестандартные вопросы могут быть истолкованы неоднозначно. Например, некоторые кадровики спрашивают о занятиях и достижениях близких родственников и друзей. Они считают, что это поможет выяснить, как принято работать в среде кандидата, есть ли коллективная установка на успех и т. п. Но человек сочтет это как вмешательство в его личную жизнь, не связанную с работой, развернется и уйдет.

Краткий курс по иностранным работникам: прием на работу, уведомления, увольнение, изменения 2021 года

Всего 4 письма. Разобрали все нюансы и особенности, собрали образцы и полезные ссылки.

Это бесплатно. Отказаться от писем можно в любой момент.

Как сформулировать личные качества в резюме

Личные качества в резюме — это особенности характера человека, в том числе и связанные с деловой сферой. Например:

  • ответственный;
  • всегда выполняю задачи вовремя;
  • вежливый;
  • всегда нахожу индивидуальный подход к клиенту.

Кадровики советуют Подбор персонала

12 Октября 2021 в 16:10

Под программу субсидирования найма теперь попадут больше безработных

Работодателям расширили возможности для получения субсидий при трудоустройстве отдельных категорий безработных граждан. Соответствующие изменения внесли в правила предоставления выплаты.

Актуально Гарантии и компенсации Подбор персонала

29 Сентября 2021 в 17:51

Утвердили формы для описания вакансий для размещения на портале «Работа в России»

Разработаны шаблоны, по которым российские работодатели, начиная с 2022 года, обязаны подавать информацию об открытых вакансиях на портал «Работа в России». Подавать предстоит как заявление о предоставлении госуслуги по помощи в подборе кадров, так и подробные описания каждой вакантной позиции.

Подбор персонала Резюме

29 Сентября 2021 в 10:55

Должностные обязанности продавца-консультанта для резюме

Должностные обязанности продавца-консультанта для резюме:

  1. Сбыт различной продукции и услуг.
  2. Разъяснительная работа с покупателями.
  3. Составление кассовых отчетов, операции с наличкой и т. д.

Подбор персонала Профессии

03 Августа 2021 в 12:37

Как нестандартно, но законно проверить соискателя

Для проверки личностных качеств кандидата не так много законных, а главное, эффективных способов. Получать рекомендации можно только с разрешения работника, и особого доверия к ним нет. Записи в трудовой книжке тоже не всегда соответствуют действительности, еще она бывает «потеряна» (или на самом деле потеряна…). Какие еще возможности есть у кадровиков?

Персональные данные Прием на работу Разбираем на примерах

01 Июня 2020 в 12:27

Грамотно решаем профессиональные кадровые вопросы
На ваши вопросы отвечают опытные кадровики и юристы
Вы можете задать
вопрос бесплатно
Есть вопрос? Задайте его прямо сейчас.
Ответ гарантируем!

ОШИБКА В ТЕКСТЕ

Коротко опишите суть
ошибки (например: опечатка)
и нажмите "Отправить"

Сообщение отправлено. Спасибо!

ОТМЕНА