Продолжительность рабочей недели педагогических работников
Вопрос продолжительности рабочей недели педагогических работников вызывает немало трудностей на практике. Прежде всего проблема касается так называемых «ненормируемых» часов педработы. Что необходимо учесть в организации труда педагога, и сколько часов он обязан работать? Разбираемся в терминах и нюансах.
Какие нормативные акты регулируют продолжительность рабочей недели педагогов
Вопросы режима труда педагогов, регулируются:
- ТК РФ (статьи 331-336);
- Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012;
- Приказом Министерства образования и науки РФ № 536 от 11.05.2016 (далее — Приказ 536);
- Приказом Министерства образования и науки РФ № 1601 от 22.12.2014 (далее — Приказ 1601).

Что входит в рабочее время педагогов
Главной особенностью режима времени труда и отдыха работников образования является наличие нормируемой и иной нагрузки (это установлено Приказом № 536).
Содержательное наполнение часов, в которые работник системы образования занимается своей деятельностью, зависит от занимаемой должности. Например, в продолжительность рабочей недели учителя в школе включается:
- учебная и воспитательная работа;
- практическая подготовка учеников;
- индивидуальные занятия с обучающимися;
- проводимая учителем научная, или творческая, или исследовательская работа;
- методическая деятельность, подготовка к урокам, ведение мониторинга, отчетности и многое другое.
Важно отметить, что законодательно в соответствии с Приказом № 1601 нормы времени установлены только для выполнения работы, связанной с фактическим объемом учебной/преподавательской нагрузки (например, продолжительность рабочей недели учителя составляет 18 часов неделю).
Другая часть деятельности педагога не конкретизируется по количеству часов. Она подробно описывается в должностных обязанностях педагога или в его трудовом договоре.
В соответствии с пунктом 2.3 Приказа № 536 эта работа регулируется для работников образования:
- самостоятельно (традиционно в продолжительность рабочей недели преподавателя входит подготовка к занятию или уроку, разработка программ той или иной дисциплины, персональная работа с обучающимися — изучение индивидуальных способностей, интересов, а иногда и ситуаций в их семьях и т.п.);
- локальными актами образовательной организации, планами и графиками учреждения.
Виды этой деятельности различны: например, в продолжительность рабочей недели педагога-психолога может входить осуществление консультаций с родителями обучающихся, кроме того, в «ненормируемую» нагрузку входит и участие в работе педсоветов, родительских собраний и др. Кроме того, графики, планы, расписания школы или детского сада учитывают и определенные календарные даты для города/района/страны и т.д. (например, продолжительность рабочей недели педагога дополнительного образования напрямую зависит от графиков мероприятий разного уровня, приуроченных к проведению тех или иных праздников и т.п.; или другая ситуация — два воспитателя работают по графику, но в определенных случаях (на праздниках, на собраниях и т.п.) на работе присутствуют оба педагога, соответственно, в продолжительность рабочей недели воспитателя входит и это «общее» время).
При этом важно помнить, что в соответствии со статьей 333 ТК РФ продолжительность сокращенной рабочей недели для педагогических работников составляет не более 36 часов.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, какие есть особенности труда педагогических работников общеобразовательных организаций. Используйте эти инструкции бесплатно.
Часто работники образования задают вопрос о своем свободном от занятий дне: выходной он или нет? Ещё с советских времен в ряде образовательных учреждений сложилась практика «методического» дня — когда учитель мог не приходить в школу и заниматься самообразованием или подготовкой к урокам дома, в библиотеке или удобном для себя месте. В п. 2.4 Приказа № 536 установлена норма, согласно которой дни, в которые нет занятий по расписанию и у педработника отсутствует необходимость выполнять непосредственно в организации иные обязанности, обязательное присутствие педагога в образовательном учреждении не требуется.
Но это не выходной. Даже если педагог в этот день находится вне организации, то выходным днем он считаться не может. Соответственно, так называемый «методический» день входит в продолжительность рабочей недели методиста, учителя или другого педработника.
Если же методический день локальными актами учреждения не установлен, но согласно графикам и расписаниям у педагога свободен целый день, то работодатель вправе привлечь работника к другой работе: учебно-воспитательной, методической, организационной и пр. (и это не является работой в выходной, поэтому никакой двойной оплаты не положено).
Полезно знать:
Продолжительность часов рабочей недели для педагогических работников
Количество часов работы зависит от должности или специальности, которую занимает педагогический работник. Нагрузка у всех различная. В таблице указана информация о нормативной нагрузке педработника в соответствии с Приказом № 1601.
Продолжительность рабочей недели для педагогических работников |
|
---|---|
Категория работников |
Норма часов |
|
36 часов в неделю |
|
30 часов в неделю |
|
25 часов в неделю |
|
24 часа в неделю |
|
20 часов в неделю |
|
18 часов в неделю |
|
720 часов в год |