Профсоюзов бояться - в бизнес не идти

09 Августа 2017 в 11:43
Право трудящихся на забастовку как способ разрешения коллективного трудового спора гарантируется статьей 37 Конституции Российской Федерации и регулируется Трудовым кодексом. Но что предпринять работодателю, чтобы в принципе избежать подобной проблемы на своем предприятии?
Оглавление
Если вы обнаружили в тексте ошибку, сообщите нам об этом, выделив ее и нажав Ctrl+Enter
Подпишитесь на новости
Клуба кадровиков
Раз в неделю мы будем отправлять
самые важные статьи вам на
электронную почту

Информация о забастовках, которые устраивают те или иные профсоюзные организации, появляется периодически. Как правило, речь идет о забастовках, организованных вне пределов нашей страны: например, крупно бастовали пилоты компаний Air France во Франции в 2014 году и Lufthansa в Германии - в 2015 году, сотрудники General Motors в США в 2006-2007 году и почта Великобритании - в 2009-2010 году. Бастовали даже сценаристы Голливуда.

Но "мировые тенденции" не обошли стороной и российские организации. К примеру, в 2015 году в России было зафиксировано пять забастовок (833 человека были задействованы, 10.2 тыс. человеко-дней рабочего времени потеряно); в 2014 году - всего две, но крупные (461 человек, потери рабочего времени - 5011 человеко-дней).

Думаю, многие вспомнят скандальную ситуацию с профсоюзом завода "Ford" в Ленинградской области. В 2014 году руководство компании приложило немало усилий, чтобы прекратить забастовку и договориться с представителями профсоюза. Для решения конфликта были подключены не только представители компании, но и чиновники из администрации Всеволожского района Ленинградской области.

А о длительной забастовке дальнобойщиков против "Платона" не знает только ленивый.

Естественно, что после информации о подобных ситуациях многих руководителей компаний и сотрудников отдела персонала пугает само понятие "профсоюз". И порой в некоторых достаточно крупных компаниях есть даже специально выделенные сотрудники, задача которых - не допустить появления профсоюзной организации на предприятии.

Что такое профсоюз и так ли он страшен для работодателя?

Профессиональный союз (профсоюз) — добровольное общественное объединение людей, связанных общими интересами по роду их деятельности на производстве, в сфере обслуживания, культуре и т. д.
Объединения создаются с целью представительства и защиты прав работников в трудовых отношениях, а также социально-экономических интересов членов организации, с возможностью более широкого представительства наемных работников. (Википедия).

Деятельность профсоюзных организаций и объединений регулируется Федеральным законом “О профессиональных союзах, их правах и гарантий деятельности” от 12.01.1996, а также Трудовым Кодексом (статьи 370 и 378) и Конституцией Российской Федерации (ст. 30).

Изначальной задачей создания профсоюза является защита работника от произвола в управлении и представление его интересов перед работодателем. Профсоюз может быть создан независимо от желания работодателя. И контролировать его деятельность юридически работодатель права не имеет. А может ли профсоюз быть полезен работодателю и работать в его интересах?
Рассмотрим плюсы и минусы возникновения и наличия профсоюзной организации для работодателя.

Плюсы и минусы наличия профсоюза для работодателя

Плюсы

Минусы

1. Более эффективное взаимодействие с сотрудниками, понимание их проблем и запросов

2. Управление персоналом через совместные обсуждения с представителями профсоюзов

3. Статус компании как надежного и стабильного работодателя, уважающего свой персонал и выполняющего свои обязательства

4. Повышение лояльности коллектива к работодателю

5. Возможность облегченного получения «Сертификата доверия работодателю» и, как следствие, освобождение от проверок Государственной Трудовой инспекцией.

6. Наличие фонда для оказания материальной помощи, сформированного за счет профсоюзных взносов.

1. Работодатель зависим от мнения представителей профсоюза в принятии и реализации своих решений по развитию бизнеса в сфере управления персоналом.

2. Любое решение, связанное с трудовым правом (увольнение, изменение условий труда, изменение системы оплаты и др.), должно быть согласовано с профсоюзом

3. Работодатель должен обеспечить профсоюз условиями для осуществления деятельности (помещение, оргтехника, средства связи).

4. Возможно прекратить/приостановить существование профсоюзной организации только в случае явных нарушений законодательства Российской Федерации (по решению Верховного суда или прокуратуры)

Контролировать деятельность профсоюзной организации официально работодатель не вправе. Направлять и договариваться - возможно.

Что такое коллективный договор?

Наличие профсоюза предполагает и заключение коллективного договора. Заключение коллективного договора не является обязательным при возникновении профсоюза. Но чаще всего профсоюз создается для того, чтобы улучшить жизнь работников, а данный документ как раз и создается, чтобы закрепить отношения работник-работодатель.

Коллективный договор - нормативный документ, регулирующий социальные и трудовые отношения в отдельно взятой организации или структурном подразделении, отстаивающий в первую очередь права работников. (статья 40 Трудового Кодекса Российской Федерации)

При этом заключение коллективного договора не всегда предполагает наличие профсоюза. Любой уполномоченный сотрудниками представитель коллектива может подписывать коллективный договор со стороны работников.

В отличие от трудового договора, в коллективном договоре присутствуют условия (режим, условия труда, социальные выплаты, отдых, обучение, алгоритмы оплаты труда), которые распространяются на всех работников. И не могут присутствовать пункты, определяющие особые условия для конкретного работника.

Составляя коллективный договор, стоит указывать в нем условия, улучшающие положения работников, относительно условий, указанных в Трудовом Кодексе. Прописывать базовые обязательные условия труда в данном документе не нужно. Также не нужно описывать условия, уже отраженные в других локальных нормативных актах предприятия (например, в положении об оплате труда или в правилах внутреннего трудового распорядка), достаточно просто сделать ссылку на данные документы.

Образец коллективного договора

скачать

Заключение подобного договора является добровольным как для работника, так и для работодателя. Но необоснованный отказ работодателя от заключения подобного договора влечет за собой штрафные санкции (предупреждение или административный штраф от 3000 до 5000 рублей).

После заключения коллективный договор должен быть зарегистрирован в Комитете по труду органа местного самоуправления. Но данная регистрация носит не обязательный, а уведомительный характер. И коллективный договор вступает в силу независимо от факта уведомления. Если же договор зарегистрирован, то дальше органы по труду следят за исполнением данного договора.

Плюсы и минусы коллективного договора для работодателя

Плюсы

Минусы

1. Пункты коллективного договора распространяются на всех работников на весь срок действия договора

2. Возможность включить в договор условия, которые представляют интересы работодателя

3. Повышение лояльности и доверия коллектива к работодателю

4. Срок заключения договора не более 3 лет (статья 43 ТК РФ), после этого условия можно заново обсуждать и менять.

5. Прописанный отказ от забастовок в случае выполнения работодателем условий договора

6. Прописанные в договоре дополнительные компенсационные выплаты (расходы на транспорт, питание, надбавки и т.д.) могут учитываться в расходах, уменьшающих налог на прибыль

1. Обязанность работодателя выполнять условия, указанные в договоре, независимо от изменений условий бизнеса

2. Любое решение, связанное с трудовым правом (увольнение, изменение условий труда, изменение системы оплаты и др.), должно не противоречить условиям коллективного договора

3. Нельзя менять условия договора в течение 3-х лет

4. Дополнительные обязательства, гарантии работникам (как следствие, расходы) сверх установленного Трудовым Кодексом

Важно отметить, что все вышеуказанные плюсы возможны, когда работодателю удается сотрудничать с профсоюзом, честно выполнять условия коллективного договора и осознавать ценность такого ресурса, как персонал, для развития и процветания бизнеса.

В случае если работодатель воспринимает персонал как расходный материал для достижения цели, профсоюзная организация и коллективный договор, безусловно, являются помехой для реализации задуманного.

Как бороться с профсоюзом?

Из опыта, профсоюзная организация редко возникает, когда работодатель находится в постоянной связи с работниками, понимает их потребности и выполняет договоренности.

И зачастую, во избежание возможных сложностей при наличии профсоюза, достаточно поручить сотрудникам отдела персонала или отдела внутреннего PR решать возникающие задачи по взаимодействию с работниками. А в небольших компаниях и руководителю бизнеса лично стоит подключаться к данным вопросам.

При грамотном решении этих задач можно, и без создания профсоюза внутри компании, эффективно реализовывать все вышеуказанные плюсы.

Но что делать, если сотрудники все же решили создавать профсоюз?

Некоторые компании используют в качестве способа борьбы с возникновением профсоюза создание собственного профсоюза.

Так как обычно создание и регистрация профессионального союза занимает несколько месяцев, руководство компании параллельно регистрирует свой профсоюз с руководителями, максимально лояльными к компании, руководствуясь высказыванием, приписываемым А.В. Суворову: “Если безобразие нельзя предотвратить, его нужно возглавить”. Закон не ограничивает количество профсоюзных организаций на базе одного предприятия. И дальше “лояльный профсоюз” может влиять на решения и деятельность менее лояльного, так как их права внутри компании в некоторых вопросах равны (например, условия коллективного договора должны согласовать представители всех профсоюзов), а в некоторых случаях зависят от количества участников.

Если же профсоюз уже создан, и руководство компании не успело это предотвратить, верным является договариваться с руководителями профсоюза об общей стратегии работы.

Хорошим решением является поручить данным сотрудникам решение вопросов, которые не являются ключевыми для руководства компании, но вполне могут быть значимыми для работников (например, как улучшить качество работы в столовой, стоит ли поменять компанию по предоставлению спецодежды, сделать ли 1 сентября выходным днем для женщин с детьми, как улучшить систему охраны труда и т.д).

Профсоюз в организации - не самое желаемое объединение для работодателя, и, вероятно, компании лучше без него, но при грамотном управлении работодатель сможет если не получить дополнительную помощь, то уж точно не ухудшить ситуацию.

Задайте вопрос экспертам
Как рассчитать нагрузку на отдел кадров

Работы в отделе кадров всегда много. Жаль, что не все руководители это понимают. Зачастую объективно оценить уровень нагрузки не удается ни администрации, ни самим кадровым работникам. Как подойти к этой непростой проблеме и не позволить взвалить на кадры дополнительные функции? Сколько работников целесообразно набрать в отдел кадров, если численность персонала увеличивается? Попробуем найти ответ на эти вопросы.

Управление персоналом Рабочее время

07 Ноября 2017 в 15:58

Как использовать психометрические инструменты для оценки персонала

Психометрические инструменты являются одним из самых эффективных инструментов объективной оценки способностей кандидатов и сотрудников, их обучаемости и пригодности для конкретной должности. Их роль незаменима не только при подборе необходимых специалистов, но и для снижения текучести персонала в организации, выявления факторов мотивации талантливых сотрудников, а также для понимания критически важных областей развития персонала, планирования преемственности и управления карьерой.

Управление персоналом

17 Октября 2017 в 16:09

Что такое заемный труд и почему запрещен аутстаффинг

С 2016 года действует Федеральный закон № 116-ФЗ, который устанавливает запрет на аутстаффинг. На аутсорсинг это никак не влияет. Разобраться, в чем разница между аутсорсингом и аутстаффингом, а также почему считается, что аутстаффинг запрещен, поможет данная статья.

Прием на работу Управление персоналом

05 Сентября 2017 в 14:17

Как провести оценку персонала

В современном мире оценка эффективности персонала необходима. Связано это со многими факторами, влияющими на развитие и успешность бизнеса. Компании, которые со всей серьезностью относятся к проведению оценочных мероприятий и используют различные методы оценки, добиваются больших успехов.

Управление персоналом

30 Августа 2017 в 13:31

Можно ли запретить служебные романы

Служебные романы… Сколько снято фильмов, написано душераздирающих историй и поучительных статей. Так что такое служебные романы на самом деле – неизбежность, с которой надо смириться, или зло, с которым можно и нужно бороться?

Разбираем на примерах Управление персоналом

14 Августа 2017 в 16:48

Грамотно решаем профессиональные кадровые вопросы
На ваши вопросы отвечают опытные кадровики и юристы
Вы можете задать
вопрос бесплатно
Есть вопрос? Задайте его прямо сейчас.
Ответ гарантируем!

ОШИБКА В ТЕКСТЕ

Коротко опишите суть
ошибки (например: опечатка)
и нажмите "Отправить"

Сообщение отправлено. Спасибо!

ОТМЕНА