Режим работы водителя по тахографу
Российское законодательство строго регулирует режим работы и отдыха водителей по тахографу, так как работа подразумевает особую ответственность и определенный риск. Рассказываем, какие НПА регулируют трудовую деятельность шоферов, как производится контроль и учет их рабочего времени.
НПА, регулирующие распорядок работы водителей
Основной документ, регулирующий режим работы водителей по тахографу в России, — это Приказ Минтранса России от 16.10.2020 № 424. Также трудовую деятельность автоводителей регулируют:
- ст. 329 ТК РФ;
- Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 № 395;
- ФЗ от 31.07.2020 № 248-ФЗ;
- Приказ Минтранса РФ от 28.10.2020 № 440.
Тахограф — это бортовое устройство для транспортного средства (ТС), регистрирующее информацию о скорости и маршруте автотранспорта, о времени управления, распорядке трудового дня автоводителя.
Приказом от 16.10.2020 № 424 установлены особенности режима РТО по тахографу для водителей, управление автотранспортом для которых является трудовой деятельностью. Их обязаны соблюдать и юрлица, и ИП, зарегистрированные на территории РФ в качестве работодателей.
Нормы управления автомобилем
В соответствии с Приказом от 16.10.2020 № 424, режим труда и отдыха водителя по тахографу представляет 40-часовую рабочую неделю. Если деятельность не позволяет уложиться в 40-часовую неделю, то в организации руководство вправе установить суммированный учет рабочего времени, но только по согласованию с профсоюзом. Стоит отметить, что режим труда и отдыха водителя-дальнобойщика при суммированном учете не превышает 10-часовой смены, увеличить это время автоводитель вправе, если ему необходимо завершить поездку.
Контроль режима труда и отдыха водителей
Правильнее контролировать режим сна и отдыха водителей по тахографу, для этого необходимо поддерживать исправное состояние прибора, обеспечивать автоводителей картами тахографа и каждые 28 дней выгружать с них данные. Проводить анализ выгруженных данных, выявлять недочеты и устранять их. Также для контроля режима отдыха водителями грузовиков компании следует:
- укомплектовать штат шоферов в соответствии со штатным расписанием;
- при организации перевозки грузов или пассажиров учитывать нормы рабочего времени автоводителей в соответствии с Приказом от 16.10.2020 № 424 и ТК РФ.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, какие есть особенности работы водителей автомобилей. Используйте эти инструкции бесплатно.
Учет рабочего времени водителей
Для шоферов в компании установлена как 40-часовая трудовая неделя, так и суммированный учет рабочего времени.
Рабочий день шофера делится на части с его согласия. Перерыв на отдых между частями рабочего дня устанавливают не позже, чем через 5 ч после начала трудовой деятельности. Учитываем, что при разделении трудовой смены на части суммарное время перерывов не превышает:
- 3 ч — для шоферов регулярных перевозок пассажиров городского и пригородного транспорта;
- 5 ч — для всех остальных автоводителей.
В рабочее время шофера включены:
- время вождения ТС;
- время трудовой деятельности, не связанной с вождением авто;
- время спецперерывов.
Приказ от 16.10.2020 № 424 разъясняет особенности режима труда и отдыха экипажа водителей, в документе прописано, что автоводители, управляющие ТС в паре, обязаны одновременно и полностью использовать ежедневный отдых не менее 9 ч до завершения ежедневного периода, который для экипажа допускается увеличить до 30 ч.
Соблюдение инструкции по режиму труда и отдыха водителей выглядит так:

Время вождения авто в течение каждого периода времени, не превышающего 24 ч, ограниченного началом рабочего времени шофера и временем применения ежедневного отдыха, не должно превышать 9 часов (рис. 1).
Допускается увеличение этого времени до 10 ч, но не более 2 раз в течение календарной недели (рис. 2).

Время управления ТС в течение одной календарной недели не должно превышать 56 ч, в течение любых 2 последовательных календарных недель — 90 ч (рис. 3).

Как работает тахограф
Тахограф работает так:
- В начале трудового дня шофер вставляет личную ключ-карту в устройство и проходит идентификацию, введя ПИН-код.
- Выбирает нужный режим.
- С включением зажигания прибор переходит в поле «работа» и пребывает в нем до момента остановки авто и выключения двигателя.
- После окончания поездки устройство включит кнопку «отдых».
- После трудовой смены шофер извлекает ключ-карту из прибора.