Служебный автомобиль попал в ДТП: что делать работнику и работодателю
Аварии со служебными автомобилями сегодня не редкость. В такой ситуации работодатели и работники обязаны действовать четко по правилам. Рассказываем, каковы действия водителя и работодателя, если служебная машина попала в ДТП, кто возместит ущерб, каковы последствия для работника, попавшего в аварию в рабочее и нерабочее время.
Что делать работнику, попавшему на служебном авто в ДТП
Порядок действий работника, если служебный автомобиль попал в ДТП, мало чем отличается от действий, которые совершают владельцы личного автомобиля в такой ситуации. Вот основные шаги:
- включить аварийный сигнал автомобиля и установить на дорогу знак аварийной остановки (примерно в 15 метрах от машины);
- проверить, есть ли пострадавшие, и если будет возможность, то оказать помощь, вызвать «скорую»;
- вызвать инспекторов ГИБДД;
- сообщить о ДТП руководству компании, которое вызовет представителя страховой компании;
- до приезда «скорой» и полиции осмотреть автомобиль и зафиксировать полученные повреждения, сделать видео и фотосъемку места аварии и второго транспортного средства;
- попросить свидетелей аварии предоставить их имена, фамилии и номера телефонов, по возможности попросить рассказать о происшествии сотрудникам полиции.
Водитель обязан передать сотрудникам ГИБДД документы на служебную машину (водительское удостоверение, доверенность, путевой лист и т. д.). Инспекторы осмотрят место ДТП и заполнят протокол. Прочитайте его и, если все правильно, подпишите. Если не согласны с прочитанным, то так и напишите: «С протоколом не согласен».
Если повреждений немного, то удобнее и быстрее на месте аварии оформить европротокол и не ездить потом за справками по инстанциям.
Действия работодателя после ДТП
После того как работодатель узнал о ДТП с участием служебного автомобиля, необходимо сообщить об этом в страховую компанию, затем взять у сотрудника копии документов (если оформлен европротокол на месте аварии). Если ДТП оформляли сотрудники полиции, то необходимо запросить все документы в отделении ГИБДД.
Если водитель в результате ДТП разбил корпоративный автомобиль или чужое автотранспортное средство, то компании придется (п. 1 ст. 930, п. 4 ст. 931, п. 1, 2 ст. 927, ст. 1068, ст. 1072 ГК РФ; подп. 6, 14 п. 1 ст. 32.9 закона № 4015-1 от 27.11.1992; п. 1 ст. 4 ФЗ № 40 от 25.04.2002):
- выплатить компенсации за причиненный ущерб пострадавшим в аварии (если возмещения происходят по страховке ОСАГО);
- оплатить административный штраф;
- отремонтировать принадлежащий компании транспорт (если нет договора о каско или возмещение по нему недостаточно).
Пригодится:
Кто возмещает ущерб от ДТП
Если по вине работника, выполнявшего поручения руководства, в аварии пострадают люди, то возмещение ущерба от ДТП на служебном автомобиле ложится на плечи работодателя. Он обязан ремонтировать транспортные средства пострадавших, компенсировать затраты на лечение, возместить моральный вред и т. д. (ст. 1068 ГК РФ).
Уже после выплаты денег пострадавшим у работодателя есть возможность взыскать потраченные средства с работника в порядке регресса (ст. 1081 ГК РФ).
Трудовой кодекс обязывает работника компенсировать компании прямой действительный ущерб от ДТП для служебной машины, которая повреждена из-за аварии (ч. 1 ст. 238 ТК РФ). К такому ущербу относятся затраты на ремонт автомобиля, выплаты на приобретение запчастей, затраты на возмещение ущерба, причиненного пострадавшим и т. д. Неполученные доходы взыскивать нельзя.
Для этого необходимы следующие меры (статья 247 ТК РФ):
- Установить причину происшествия. Для этого потребуйте у водителя, попавшего в аварию, написать объяснение. Если он откажется, то составляется акт.
- Провести проверку и установить размер ущерба от ДТП. Для этого обязательно следует создать комиссию по расследованию ситуации.
- Взыскать ущерб с виновного работника.

Последствия для работника
В первую очередь ответственность работника за ДТП на служебном автомобиле грозит в виде штрафа за административное нарушение, повлекшее аварию.
Даже если водителя признают виновником аварии, то не всегда ему предстоит платить полную сумму за ремонт служебного автомобиля. Есть несколько случаев, когда наступает полная материальная ответственность. Например, в полиции водителя служебного автомобиля привлекли к административной ответственности, например, за нарушение Правил дорожного движения. То есть ДТП произошло в результате административного проступка (п. 6 ч. 1 ст. 243 ТК РФ).
Другая ситуация, когда работнику предстоит возместить ущерб в полном объеме: водитель разбил служебный автомобиль во время поездки по личным делам, когда не находился при исполнении должностных обязанностей (п. 8 ч. 1 ст. 243 ТК РФ).
Если водитель служебного автомобиля находился в состоянии алкогольного, наркотического опьянения, то это еще одно основание для выплаты полной суммы за ремонт поврежденного транспорта. Для этого необходимо взять копию акта освидетельствования (п. 4 ч. 1 ст. 243 ТК РФ).
И еще один случай: когда в отношении водителя служебного автомобиля в результате аварии возбудили уголовное дело и вынесли обвинительный приговор. Например, если другой участник аварии погиб или получил серьезные травмы. Это подтверждает, что работник причинил работодателю ущерб в результате преступных действий и обязан платить в полном объеме (п. 5 ч. 1 ст. 243 ТК РФ).
Полную материальную ответственность обычно несут водители-экспедиторы за груз, который перевозят. В перечне должностей, с которыми работодатель вправе заключать договор о полной материальной ответственности, должности водителя нет (постановление Правительства РФ № 823 от 14.11.2002, постановление Минтруда № 85 от 31.12.2002). Но компания вправе заключать такие договоры с экспедиторами, инкассаторами, людьми, перевозящими ценности и опасные грузы.
Если работник управляет пассажирским транспортом, то он несет полную ответственность перед каждым пассажиром во время поездки. За вред, причиненный жизни и здоровью пассажиров, водителю грозит наказание вплоть до уголовного, а в случае простоя общественного транспорта придется выплатить упущенную выгоду.
Если ДТП произошло в рабочее время
Если водитель совершил ДТП при исполнении служебных обязанностей в рабочее время, то у пострадавших возникают претензии не только к водителю, но и к его работодателю. Если он в поездке выполнял задание руководства компании, то суд установит, что поездка служебная. И не имеет значения, в какое время это происходило. Например, если рабочее время завершено, а человек поехал выполнять поручение начальства, то поездку признают служебной.
Затраты работодателю придется компенсировать. В общем порядке работодатель вправе удержать с виновного сотрудника только сумму, которая не выше его среднемесячного заработка (ст. 241 ТК РФ). Общая сумма всех удержаний не вправе превышать 20 % от зарплаты (ч. 1 ст. 138 ТК РФ).

Если сумма выше, то есть два варианта. Работник согласился платить добровольно: заключают соглашение о периоде времени, на который рассчитано погашение всей суммы в рассрочку (ч. 4 ст. 248 ТК РФ). Если не согласился, то руководство компании вправе подать исковое заявление в суд (ч. 2 ст. 248 ТК РФ).

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как возмещается вред, причиненный в результате ДТП. Используйте эти инструкции бесплатно.
Если ДТП произошло в нерабочее время
Если водитель совершил ДТП со служебным транспортом в нерабочее время, когда ездил по личным делам, то работодатель за него не отвечает. И водитель обязан покрыть причиненный вред пострадавшим за собственный счет.
Непричастность руководства к ситуации доказывают тем, что нет документов на поездку: например, путевого листа, сопроводительных документов на него и т. д. В такой ситуации есть несколько вариантов развития событий.
Первый, когда водитель служебного автомобиля не виновен и даже признан потерпевшим. Тогда возместить ущерб обязан страховщик, к которому относятся виновники аварии. Иногда страховые компании пытаются отказаться платить под предлогом того, что дело происходило вне рабочего графика. Тогда фирме, которой принадлежит транспорт, придется обратиться в суд, чаще всего он выносит решение в ее пользу. Другой вариант: страховщики платят, но их денег на покрытие затрат не хватает, тогда остальное компенсирует водитель.
Третий вариант, когда водителя служебного автомобиля признали виновным. Тогда ответственность по выплатам ляжет на владельца транспорта — его работодателя. Но компания вправе переложить ее на виновного работника. Даже если он попытается отказаться платить, то его обяжут в судебном порядке, поскольку Трудовой кодекс в такой ситуации предусматривает для него полную материальную ответственность (п. 6, п. 8 ст. 243).