34176 0

Состав личного дела работника

Персональные данные Делопроизводство Госслужба

Личное дело — это папка, в которой хранятся документы для систематизации данных о трудовой деятельности работника. Документирование информации на государственных служащих регламентируется федеральными законами и предусматривает обязательное выполнение.

Содержание

В соответствии с требованиями Федерального закона № 79-ФЗ от 27.07.2004, правила ведения личных дел работников предусматриваются для государственных учреждений и распространяются на всех служащих и чиновников. На остальные организации (коммерческие и НКО) такая обязанность не распространяется. Все юрлица и ИП имеют возможность их не вести или вести по своему желанию. Поскольку сформированные личные дела (ЛД) позволяют наилучшим образом систематизировать кадровые данные организации и дают кадровикам возможность быстро найти любую необходимую информацию, на практике их ведут практически все фирмы. Удобнее делать это в соответствии с существующими рекомендациями.

Что такое личное дело работника

Законодательство гласит, что понятие «дело» означает особый способ оформления документа или их совокупности, относящихся к одному вопросу или участку деятельности. В соответствии с подп. 95 п. 3.2.2 ГОСТ Р 7.0.8-2013, это документы, помещенные в папку личного дела, то есть в отдельную обложку. Особого регламента по ведению нет (есть только для гос. и муниципальных служащих). Но если компания решила вести персональные дела, придется утвердить положение о ведении личных дел и регламентировать этот процесс на уровне предприятия. В этом внутреннем нормативном акте определяется:

  • какие бумаги будут храниться (состав) и с какой целью;
  • порядок ведения;
  • перечень работников, на которых будут оформляться ЛД;
  • порядок доступа к информации;
  • сроки и режим хранения;
  • особенности сдачи в архив или уничтожения после увольнения.

Кроме того, в компании назначается сотрудник, который отвечает за этот процесс.

Какие документы включают в дело

Работодатель обычно имеет в своем распоряжении как оригиналы документов работников (анкеты, учетные карточки), так и их копии. При формировании личного дела работника в 2023 году в папку включают и те, и другие. Следует помнить, что копии документов обязательно заверяются в установленном порядке надлежащим образом (для госов копии паспортов являются обязательными в ЛД, для других категорий работников этот вопрос решается на уровне компании). Документы в ЛД делятся на:

  • формируемые в момент устройства человека на работу;
  • возникающие в процессе работы в фирме;
  • документы об увольнении из конкретной компании.

В первую группу входят:

  • справка о наличии (отсутствии) судимости (при поступлении на работу, к осуществлению которой не допускаются лица, имеющие судимость или подвергавшиеся уголовному преследованию);
  • справка о прохождении медицинского осмотра (при трудоустройстве в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ) и медкнижка;
  • трудовой договор (оригинал работодателя);
  • приказ о приеме на работу.

Во второй группе — договор о материальной ответственности, копия должностной инструкции, дополнительные соглашения к трудовому договору (в случае их заключения), приказы о переводах, назначениях, поощрениях или взысканиях. Сюда включают сведения о прохождении периодических медосмотров, информацию о повышении квалификации или обучении и подписку о неразглашении коммерческой тайны. Здесь же, при необходимости, хранятся:

  • копии заявлений и приказов о предоставлении отпусков;
  • объяснительные записки;
  • служебные записки;
  • различные акты и уведомления.

Третья, заключительная, группа включает в себя заявление работника и приказ по организации об увольнении.

На что обратить внимание

Для правильного оформление личных дел работников в 2023 году следует учесть несколько ключевых моментов. Первый и основной — это определить, что включить в состав ЛД и с какой целью документы туда включаются. Кадровых документов по персоналу образуется много. Если задаться целью формализировать всю жизнь человека в период его работы в организации, то персональные дела становятся многотомными в пересчете на одного сотрудника. Это усложняет работу, да и ни к чему.

В работе с личным делом очень важно помнить, что обработка персональных данных должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. Не допускается обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора этой информации (п. 2 ст. 5 152-ФЗ от 27.07.2006 «О персональных данных»).

Если спросить кадровиков про хранение копии паспорта в личном деле работника, то многие ответят, что так положено, но на норму сослаться не смогут (видимо, слышали или прочитали где-то, что в персональном деле обязательно присутствует копия паспорта, или вшили, чтобы просто была на всякий случай). Между тем, постановление ФАС Северо-Кавказского округа по делу № А53-13327/2013 от 21.04.2014 прямо требует аргументировать необходимость сохранения работодателем копий паспортов сотрудников. Только в случае обоснованной необходимости это хранение признается законным. Аналогично и с заявлениями о приеме на работу, которые обязательны для госслужбы, но для остальных организаций — уже давно элемент пережитого прошлого: сейчас этот документ при трудоустройстве не нужен.

Второй момент, на который следует обратить внимание, — хранение ЛД, личных карточек Т-2 и трудовых книжек.

Трудовые книжки содержатся как бланки строгой отчетности — в сейфах, и доступ к ним имеет ограниченный круг лиц (Приказ Минтруда № 320н от 19.05.2021). Персональные дела некоторые организации тоже держат в металлических шкафах. Но в одном сейфе эти документы находиться не должны, что исключает возможность хранить трудовые книжки в персональных делах.

Теперь о возможности хранить карточки Т-2 в личных делах: карточки Т-2 всегда хранятся отдельно, поскольку являются документами воинского учета.

Сколько хранить дело

В ЛД обычно помещают документы, которые имеют разный срок хранения. Кадровики должны ориентироваться на Приказ Росархива № 236 от 20.12.2019, которым и установлены все сроки хранения документов. Персональные дела сотрудников хранятся от 50 до 75 лет (п. 445 Приказа Росархива № 236).

Порядок ведения ЛД определяется на уровне фирмы. Обычно все бумаги вкладывают в него в хронологическом порядке. А чтобы ничего не потерялось, вшивают опись, которую ведут все время, заполняется справка о составе документов, входящих в личное дело работника. Бланк описи разрабатывается самостоятельно или используется образец для государственных учреждений.

Как оформить титульный лист

Первым в личном деле всегда заполняют титульный лист. Форму титульного листа персонального дела организации утверждают сами или используют ту, которую утвердили в вышестоящем ведомстве. Если разрабатываете форму титульного листа самостоятельно, возьмите за основу бланк из приложения № 6 Приказа Ростехнадзора № 372 от 30.05.2008.

На титульном листе пишут название компании, номер личного дела и Ф.И.О. сотрудника. После заполнения титульного листа в папку вкладывают все остальные документы.

Все заведенные персональные дела необходимо регистрировать в специальном учетном журнале — это удобно для поиска. Форма этого учетного документа никакими НПА не утверждена, поэтому работодатель разрабатывает ее самостоятельно. Журнал прошивается и пронумеровывается, а в его графы заносятся все номера ЛД, даты их заведения, заголовки и даты закрытия.

Вот образец, как оформить личное дело работника в 2023 году:

34176
Комментарии
  • 2018-10-02 08:11:56
    Ну нельзя же хранить копии паспорта, ИНН и СНИЛС в личном деле
  • 2018-10-02 08:32:41
    Ольга, если для целей обработки ПД копия паспорта или СНИЛС нужна, то хранить не только можно, но и нужно. Например, режимный объект, пропускной режим, копия паспорта в личном деле необходима. Во всем остальном в тексте написано - для госов копии паспортов являются обязательными в ЛД, для других категорий работников этот вопрос решается на уровне компании.
  • 2021-11-26 11:05:17
    Единых правил ведения личных дел работников для всех организаций нет. Работодатели издают локальные нормативы и оформляют личные дела на бланках собственной разработки. Коллеги, делитесь опытом: как организован процесс в вашей компании, чем регулируете формирование личных дел, какие документы включаете в дело работника?
Дидух Юлия
Автор: бухгалтер, юрист Дидух Юлия

В 1998 году закончила КГАУ, экономический факультет по специальности бухгалтер. В 2006 году ТНУ, юридический факультет по специальности гражданское и предпринимательское право. Опыт работы бухгалтером с 1998 по 2007 год. Пишу статьи с 2012 года

91 Публикаций
2174 Дней на портале
0 Комментариев
Алешина Ольга
Автор месяца Алешина Ольга
Похожие статьи

К кадровикам часто обращаются с просьбой подготовить характеристику молодого специалиста в школе, больнице, на производственном предприятии. Сделать это непросто, учитывая, что документ направляют в различные организации — от суда до банка. Но есть несколько правил, которые позволят составить хорошую характеристику.

Читать дальше

Работа с персональными данными требует предварительного согласия физического лица. Но на законодательном уровне установлены определенные случаи, при которых не требуется согласие, чтобы использовать персональные данные по договорам ГПХ с физическим лицом. Несоблюдение требований о работе в этой области несет риск привлечения к ответственности.

Читать дальше

Информационные технологии в ведении бухгалтерского и кадрового учета упростили жизнь работодателей, но и создали новые проблемы. Как не потерять сведения, которые есть во всех этих компьютерных программах? В каком документе, устанавливающем порядок обработки персональных данных, необходимо прописать права и обязанности сотрудников, обрабатывающих чужую личную информацию? Объясняем.

Читать дальше
Вам может быть интересно
Вопросы кадровому совету
Вопросы кадровому совету
Вопросы кадровому совету
Обсудить в соцсетях
+39085
Настя Гарина
Настя Гарина
Настя Гарина
21.09.2023 в 23:24
А что за штамп? Не совсем поняла
Настя Гарина
Настя Гарина
Настя Гарина
21.09.2023 в 23:24
а кто как ведёт учёт выдачи формы стд-р?
Сания Кагина
Сания Кагина
Сания Кагина
21.09.2023 в 23:25
Самонаборный предполагаю, со стандартной фразой, которую ставят в журнал
Настя Гарина
Настя Гарина
Настя Гарина
21.09.2023 в 23:34
Это вы в 13 графе напротив фио сотрудника штампик ставите?
Екатерина Соловьева
Екатерина Соловьева
Екатерина Соловьева
00:14
Мы тоже вовремя не подали данные о заключении договора ГПХ. Просрочили один день. Нам прислали Акт о правонарушении. Назначили день приёма для возможности оспорить. Составили Возражения в письменной форме, ждём назначенной даты. Но думаю, это не поможет. Всё равно штраф выпишут. Потом они должны будут прислать Решение и реквизиты для оплаты штрафа.
Присоединиться к беседе