рубрики

Ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства: кто и по каким правилам проводит 

КонсультантПлюс
Ведомственный контроль осуществляется в отношении организаций, учредителями которых являются государственные органы или органы местного самоуправления. Они же утверждают правила проведения контрольно-надзорных мероприятий. Посмотрим законодательную базу на этот счет и разберемся, как должны проводиться проверки.  
Оглавление
Если вы обнаружили в тексте ошибку, сообщите нам об этом, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

Кто и что может проверять в ходе ведомственного контроля за соблюдением законодательства о труде

Согласно ст. 353.1 ТК РФ, органы исполнительной власти федерального или регионального масштаба осуществляют собственные проверки в организациях, учредителями которых являются. Порядок осуществления ведомственного контроля устанавливается, соответственно, решением федерального министерства или органа региональной власти, местного самоуправления. Примерами таких документов могут служить:

  • Приказ МВД 77 об организации ведомственного контроля;
  • Закон г. Москвы от 15 февраля 2017 года № 3;
  • Приказ Министерства здравоохранения Тверской области от 18.11.2015 № 794;
  • Закон Чувашской республики от 18 июня 2016 года № 29;
  • другие.

Поскольку основания для проверок, а также общий порядок их проведения предусмотрены непосредственно в ТК РФ (см. ст. 360 ТК РФ), а также в Федеральном законе от 26.12.2008 № 294-ФЗ о защите прав предпринимателей при осуществлении надзора, в ведомственных документах конкретизируются определенные нюансы, например:

  • допустимые виды контроля (плановые, внеплановые, целевые, комплексные проверки);
  • лица, имеющие право его осуществлять (конкретные должности);
  • правила оформления результатов инспекций;
  • периодичность и планы проверок.

Ведомственный надзор, как и государственный, охватывает все сферы трудовых отношений. Поэтому у работодателей могут проверить:

  • корректность составления и хранения трудовых договоров;
  • соблюдение требований закона о рабочем времени и времени отдыха;
  • моменты, касающиеся трудового распорядка, дисциплины и охраны труда;
  • соответствие работников должностям, в том числе их профессиональную подготовку, прохождение переподготовки и повышение квалификации;
  • документы, касающиеся своевременной оплаты и материальной ответственности сторон трудовых отношений.

Общие требования к проверкам

Все правила, которые разрабатываются для ведомственных инспекторов, должны соответствовать требованиям федерального и регионального законодательств. Так, согласно приложению к Постановлению Правительства РФ от 01.09.2012 № 875 о риск-ориентированном подходе, работодатели делятся на несколько категорий. Чем выше риск нарушений в трудовой сфере, тем чаще их могут инспектировать. Согласно утвержденным показателям потенциального вреда организаций из различных секторов экономики, наиболее опасными являются компании, занимающиеся добычей полезных ископаемых. Их можно проверять в плановом порядке не чаще 1 раза в 2 года. В группу значительного риска попадают обрабатывающие производства, строительство, транспортировка и хранение. Для них периодичность планового контроля — один раз в 3 года. Работодателей, которые, с точки зрения нарушения законодательства о труде, относятся к категории умеренного риска, можно проверять не чаще одного раза в 5 лет. Таких большинство.

Что касается внеплановых проверок, то они проводятся без учета категории риска, и чаще всего при наличии жалобы. Причем ведомственный контроль в этом случае дублирует государственный и/или муниципальный, но цели у этих проверок разные: у внешних проверяющих задача — выявить нарушение и наказать, у внутренних — дополнительно разобраться в причинах случившегося.

Подпишитесь на новости Клуба кадровиков
Раз в неделю мы будем отправлять самые важные статьи вам на электронную почту.
Вы в любой момент сможете отказаться от наших писем, если потеряете к ним интерес.
Обзор изменений законодательства за 15 — 21 июня 2020

Каждый день появляется огромное количество нормативных актов и разъяснений. Охватить все невозможно, но самые важные и полезные изменения в законодательстве за прошедшую неделю мы собрали в обзоре.

Актуально Законодательство

23 Июня 2020 в 14:03

Обзор изменений законодательства за 8–14 июня 2020 года

Каждый день появляется огромное количество нормативных актов и разъяснений. Охватить все невозможно, но самые важные и полезные изменения в законодательстве за прошедшую неделю мы собрали в обзоре.

Актуально Законодательство

16 Июня 2020 в 19:04

Как платить пенсионные отчисления самозанятым гражданам

Отчисления в ПФР для самозанятых — это суммы, которые плательщики налога на профессиональный доход добровольно перечисляют в Пенсионный фонд РФ для формирования у себя пенсионных прав. Плательщик НПД вправе отказаться от пенсионного страхования и не совершать перечислений в Фонд, но тогда ему придется впоследствии довольствоваться социальной пенсией.

Актуально Законодательство Самозанятость

13 Июня 2020 в 11:51

Обзор изменений законодательства за 1 — 7 июня 2020 года

Каждый день появляется огромное количество нормативных актов и разъяснений. Охватить все невозможно, но самые важные и полезные изменения в законодательстве за прошедшую неделю мы собрали в обзоре.

Актуально Законодательство

11 Июня 2020 в 12:08

Предупреждение коррупции в России

Предупреждение коррупции — это деятельность по выявлению и предупреждению таких явлений, как взяточничество, подкуп, превышение полномочий. Работодатели обязаны разработать и утвердить для своих подчиненных специальные антикоррупционные стандарты. Последняя рекомендация Минтруда на этот счет — сделать антикоррупционную оговорку обязательной во всех трудовых договорах.

Законодательство

08 Июня 2020 в 11:25

Грамотно решаем профессиональные кадровые вопросы
На ваши вопросы отвечают опытные кадровики и юристы
Вы можете задать
вопрос бесплатно
Есть вопрос? Задайте его прямо сейчас.
Ответ гарантируем!

ОШИБКА В ТЕКСТЕ

Коротко опишите суть
ошибки (например: опечатка)
и нажмите "Отправить"

Сообщение отправлено. Спасибо!

ОТМЕНА