Виды кадровой политики организации
Кадровая политика в организации является своеобразным направляющим курсом внутреннего развития компании в сфере людского потенциала. Разбираемся, какие виды выделяют в настоящее время и на что они влияют.
Что такое кадровая политика организации
Кадровая политика организации (КПО) — это способ направления и управления кадровыми ресурсами в компании, порядок взаимодействия руководства и персонала, работников между собой.
При определении направления кадровой политики организации учитываются:
- методы управления предприятием;
- способы;
- виды;
- подходы;
- правила;
- иные приемы.
По определению направления влияния на персонал предприятия характеризуются как:
- прямой вид;
- косвенный вид.
В кадровой политике организации в зависимости от мероприятий, которые проводятся с кадровым составом, выделяют следующие направления:
- стили руководства коллективом;
- утверждение колдоговора на предприятии;
- формирование и принятие правил ВТР;
- основные принципы в подборе персонала;
- формирование штатного расписания, его особенности;
- мероприятия по аттестации и обучению, направление на повышение квалификации работников;
- мотивы и дисциплинарные меры, принятые в организации;
- перспективы движения по карьерной лестнице на предприятии и т.д.
По итогу кадровая политика в организации представляет собой свод регламентов, правил компании по взаимодействию персонала между собой, персонала и руководства.
Среди задач кадровой политики предприятия выделяют следующие:
- соблюдение баланса между «старыми» и «новыми» кадрами на предприятии;
- достижение оптимального соотношения обновленных и опытных кадров организации с учетом квалификации и знаний;
- повышение эффективности персонала с учетом экономического развития рынка и стратегии развития организации;
- мониторинг и ведение прогнозных показателей по взаимодействию с персоналом организации;
- осуществление целенаправленного руководства, ориентированного на развитие потенциала наемных работников.
Критерии классификации видов кадровой политики организации
В зависимости от степени осуществления взаимодействия руководства с наемными сотрудниками выделяют следующие виды политики в сфере кадрового регулирования:
- пассивную;
- реактивную;
- превентивную;
- активную (с подразделами: рациональная и авантюрная).
В отношении степени зависимости от внешних влияний, ориентированности на внешние стимулы и внутренние ресурсы, кадровую политику организации делят на:
- открытый вид;
- закрытый вид.
Типы кадровой политики организации
По способам воздействия на работников разберем подробнее каждый вид политики.
Пассивная кадровая политика организации
Характерна для стиля руководства, при котором отсутствуют положительные стимулы для развития внутреннего потенциала сотрудников, все работники «варятся» сами в себе. Управление заключается в наложении дисциплинарных наказаний. Прогнозное планирование и планы развития персонала отсутствуют. Этот вид управления считается наименее эффективным.
Реактивная кадровая политика организации
Данный стиль управления направлен на предотвращение конфликтных ситуаций путем прогнозного анализа в коллективе. При анализе ситуации берутся в расчет показатели:
- определение снижения эффективности труда за счет недовольства;
- отрицательное мнение в отношении руководящего звена;
- определение наличия конфликтных ситуаций в коллективе предприятия;
- потребность в стабильных опытных кадрах, определение необходимости притока «свежих сил».
Политика направлена на выявление и решение текущих конфликтов и проблем, предотвращение повторений ситуаций в будущем. Недостаток этого способа заключается в отсутствии или нехватке анализа на долгосрочную перспективу развития компании, а также тактики в продвижении и развитии кадрового потенциала.
Превентивная кадровая политика предприятия
Тип руководства предприятия характеризуется ориентированностью на долгосрочную перспективу, направлением взгляда в будущее, недостатком внимания к текущим проблемам. Плюсами такого стиля руководства являются подробное планирование направлений развития кадрового состава, выделение нескольких этапов и путей развития персонала организации. Недостатком является нехватка анализа развития текущих конфликтных ситуаций и своевременное их разрешение или предотвращение.
Активная кадровая политика в организации
Данный вид управления предприятием включает в себя планирование в долгосрочной, среднесрочной перспективе, анализ текущей ситуации, разрешение и предотвращение открытых и закрытых конфликтов в режиме «реального времени». Кадровики при этом типе:
- осуществляют постоянный мониторинг состояния кадров;
- разрабатывают и реализуют программы развития кадрового потенциала;
- проводят анализ внутренних и внешних факторов, влияющих на персонал и развитие предприятия;
- своевременно осуществляют корректировку планов развития кадров в зависимости от текущих факторов;
- определяют стили руководства и методы воздействия в текущей ситуации в средней и долгосрочной перспективе.
Типы кадровой политики предприятия в зависимости от взаимодействия со средой
Открытая КПО — вид управления, который характеризуется открытостью и прозрачностью направлений управленческой деятельности. Все, что требуется для продвижения по карьерной лестнице в открытой организации, — квалификация сотрудника. Прохождение карьерной лестницы снизу вверх по всем ступеням для занятия хорошей должности в этом открытом виде управления на предприятии не требуется.
Открытый тип управления характеризуется следующими направлениями:
- открытый наем «лучших из лучших» для развития предприятия;
- за счет высокой квалификации отсутствия периода адаптации в рамках производственного процесса;
- свобода мышления и «открытый» взгляд по производственным вопросам у сотрудников в организации;
- поддержка и реализация программы обучения и повышения уровня квалификации кадрового персонала, открытый процесс выбора кандидатов для обучения;
- сложность в продвижении сотрудников внутри компании, поскольку в организации есть ориентированность на открытый набор сотрудников извне;
- ориентация руководящего звена при планировании работы с работниками на внешние открытые факторы;
- недостаток учета внутреннего потенциала персонала компании.
Такой тип при найме сотрудников активно используют разные биржи труда:
Тип закрытой КПО характеризуется направлением и нацеленностью на приоритет внутренних ресурсов с минимальным подключением внешних сил. Большое внимание уделяется стимулированию и развитию своих работников. При закрытом типе характеризуются следующие моменты (направления):
- консервативность в методах управления;
- развитие программы адаптации, наставничества опытных сотрудников;
- наличие проблем с притоком «свежих» наемных сил, в том числе из открытых источников;
- развитие системы мотивационных мероприятий внутри организации, включая материальное стимулирование;
- возможность повышения по карьерной лестнице внутри компании.
Применение последнего типа управления характерно для «закрытых» отраслей производства, требующих значительного опыта и квалификации на предприятии. Открытый тип направления кадровой политики в чистом виде, по моему мнению, применяется в молодых компаниях, ведущих «агрессивную» политику в экономической сфере, направленную на захват рынка сбыта.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как ужиться с некомфортными коллегами. Используйте эти инструкции бесплатно.
Наиболее часто встречающиеся вопросы по направлениям кадровой политике в организации
-
Требуется определять направления КПО, стратегии, тактики, методов, типа и способов ведения КПО в компании отдельным планом или иным документом?
Как оформлять тот или иной документ, в том числе по типу кадровой политики, решается руководителем организации индивидуально, обязательного оформления в виде плана, графика и т.п. не требуется. В то же время оформление планов целесообразно делать в письменном виде, поскольку так эффективнее осуществлять контроль и своевременно вносить коррективы в тип руководства по направлениям деятельности.
-
Какие сложности могут возникнуть при реализации типа КПО?
Сложности появляются в связи с недостаточными подготовленностью и опытом ведения направления самой кадровой службы, завышенными и «далекими» от реальности ожиданиями руководства, отсутствием коммуникативности внутри организации между сотрудниками, работниками и руководством и т.д.
-
Когда утверждается открытый (закрытый) тип КПО?
Принятие и утверждение возможно в любое время в зависимости от потребностей предприятия. Если говорить о долгосрочном планировании, то целесообразно это делать в конце года на текущий год и плановые 2–3 года, применять разбивку по типу при планировании на более мелкие этапы: кварталы, месяцы и т.д. В случае краткосрочных планов — по мере разработки плана и определения начала и окончания его реализации, определения типа КПО.
-
Как можно определить, доволен ли персонал проводимым открытым типом кадровой политики в организации?
Для проведения анализа на предприятии рекомендуется использовать анкетирование, опросы, голосование и т.д. На основании результатов оценивать успешность проводимых мероприятий.