рубрики

Выпускников-бюджетников отправят работать по распределению и проследят за их карьерой

КонсультантПлюс

Распределение после вуза с 2020 года – это трудоустройство выпускников по заранее заключенным договорам о целевом обучении. Заключать такой договор работодатель вправе с любым студентом, от них главное – соблюдать обязанности по дополнительному материальному стимулированию кандидата в работники, а по окончании учебы принять его в ряды сотрудников.

Оглавление
Если вы обнаружили в тексте ошибку, сообщите нам об этом, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

Власти проследят за трудоустройством выпускников

В прошлом году представители Минтруда заявили, что начнут отслеживать профессиональную судьбу выпускников по окончании высшего или среднего профессионального учебного заведения. Мониторинг необходим для анализа эффективности программ обучения, и его результаты опубликуют на портале «Работа в России», чтобы каждый мог с ними ознакомиться.

Саму систему контроля планируют сформировать на основании данных о дипломе, СНИЛС, страховых взносах и электронной трудовой книжке. С одной стороны, это поможет абитуриентам выбрать специальность, с другой – позволит властям делать программы обучения более качественными, считают в министерстве.

Целевое обучение: как это выглядит

Прием абитуриентов на 2019-2020 учебный год в вузы и профучилища стал первым, когда начали заключать договоры о целевом обучении по новым условиям. Благодаря Федеральному закону от 03.08.2018 N 337-ФЗ, первокурсники и их старшие коллеги, при желании (никого не заставляют), смогут заключать договоры о трудоустройстве по окончании учебы с:

  • федеральными государственными органами;
  • органами государственной власти субъекта Российской Федерации;
  • органами местного самоуправления;
  • юридическими лицами;
  • индивидуальными предпринимателями.

Так называемый заказчик целевого обучения обязуется предоставлять различные меры поддержки будущему сотруднику – оплачивать дополнительные образовательные услуги, предоставлять на период обучения жилье, различными способами стимулировать молодого человека развиваться. Платить за обучение заказчику не придется, эти расходы лежат на государстве (речь идет о бюджетниках). В свою очередь будущий работник обязан гарантировать, что по окончании образовательной программы в течение 3 лет поработает на заказчика.

Законодательство, регулирующее распределение после вуза с 2020 года, предусматривает гарантии для обеих сторон договора. Если заказчик откажется трудоустроить выпускника, последнему выплатят компенсацию в размере трехкратной среднемесячной зарплаты в том регионе, где планировалось трудоустройство. Если выпускник откажется от сотрудничества, ему придется возместить все расходы, которые понес заказчик. Нарушителю обязательств придется выплатить еще штраф в размере суммы, израсходованной на обучение выпускника.

По закону, квоты приема на целевое обучение и специальности, для которых оно доступно, утверждаются Правительством. По Распоряжению кабмина от 11 февраля 2019 года №186-р в перечень вошло около 500 специальностей по различным направлениям, среди которых математика, физика, химия, биологические и технические науки, архитектура, строительство, приборо- и машиностроение. Это значит, что организациям, работающим в этих сферах, разрешено заключать договоры о целевом обучении со студентами и по окончании образования получать молодых специалистов минимум на 3 года.

Власти уверены, что предложенная альтернатива советской системе распределения выпускников-бюджетников поможет навести порядок на рынке труда: выпускники смогут заранее подбирать работодателей, у бизнеса появится возможность дополнительно обучать студентов и готовить себе молодые кадры. Чиновники рассчитывают, что разрешится проблема нехватки работников в определенных регионах, поскольку власти субъектов смогут оставлять оценивать спрос и предложение на рынке и, исходя из этого, составлять планы по квотированию.

Отметим, что договоры о целевом обучении – для российской системы образования не новы. Его типовая форма утверждена Постановлением Правительства РФ от 27.11.2013 N 1076. Но до 1 января 2019 года их заключали только вузы и по собственному усмотрению. Сейчас регулирование этой сферы передали региональным и федеральным властям.

О результатах такой работы, говорить пока рано. Но у депутатов Госдумы уже есть другой вариант, как «отбить» бюджетные деньги, потраченные на обучение молодых людей.

Отработать или вернуть деньги государству: позиция депутатов

Член Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Сергей Вострецов вместе с коллегами по фракции обсуждает законопроект, который вернет советскую систему распределения выпускников ВУЗов. Автор инициативы предлагает, чтобы выпускники, обучавшиеся за счет бюджетных средств, отрабатывали по направлениям столько лет, сколько обучались бесплатно. То есть бакалаврам придется после вуза трудиться у выбранного государством работодателя 4 года, специалистам — 5 лет, а магистрам — 6 лет. Если выпускник откажется, ему придется вернуть деньги за свое обучение.

Вострецов объясняет: государство ежегодно вкладывает в образование молодых людей огромные суммы денег. Так, минимальная стоимость 1 года обучения в вузе составляет порядка 40 000 рублей, а в ведущих университетах типа МГИМО и РАНГХиС за образование платят от 250 до 540 тысяч рублей в год. Ежегодно выделяется около полумиллиона бюджетных мест для выпускников школ, и все расходы, связанные с их обучением, ложатся на госказну.

Но многие студенты идут учиться в вуз, только чтобы получить диплом. Часто они потом работают не по специальности, и в итоге появляется нехватка работников, хотя, если судить по количеству выпускников, их должен быть избыток. Работа по распределению после окончания вуза позволит решить проблему нехватки кадров, особенно в сельской местности.

С идеей Вострецова частично согласна его коллега, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике Людмила Кононова. Но, по ее словам, не всех выпускников-бюджетников следует заставлять отрабатывать. Такую обязанность хорошо ввести для тех, кто поступает с заведомо меньшим проходным баллом. Работа по распределению станет своего рода благодарностью государству за высшее образование, считает депутат.

Нарушение Конституции и отсутствие общей госполитики в кадровой сфере: реакция экспертов

Многие помнят, насколько несправедливой и некорректной была система распределения выпускников в советское время. Чтобы не уезжать по направлениям, использовали связи, деньги, фиктивные браки, иные ухищрения. Что придумают современные выпускники, если их заставят отрабатывать по 4-6 лет, остается только догадываться. Но большинство опрошенных экспертов считает, что прежде чем такую инициативу принимать, надо хорошо все продумать. Не исключено, что она просто не подходит для решения существующих проблем.

Так, по словам ректора Московской школы антрепризы и арт-менеджмента имени С.И. Зимина Сергея Войтковского, проблема нехватки специалистов по невостребованным рабочим профессиям не решится потому, что в стране не налажена работа в этом направлении.

— В стране отсутствует система кадровой работы на всех уровнях государственного управления: никто точно не осведомлен о том, каких специалистов требует экономика и действующие ее субъекты сегодня, каких затребуют завтра, а какие нужны в стратегическом масштабе, — подчеркивает Войтковский. — Поэтому система подготовки (образования), сложившаяся в 90-х годах прошлого века, продолжает штамповать никому не нужные кадры. Они не нужны никому и по распределению — никто из работодателей не подаст заявку на привет от старых штиблет! Что делать в таком случае? Выстраивать систему взаимоувязки экономики и обучения, чтобы место ожидало и жаждало получить своего специалиста. Это задача верхнего государственного уровня. Это же задача и регионального уровня. Что касается дел на местах, то здесь все зависит от структуры складывающейся местной промышленности и задач экономического развития городов и муниципальных образований, — негодует эксперт.

Если же говорить о необходимости выпускников вузов по распределению самим работодателям, то ситуацию следует рассматривать с двух сторон, считает Войтковский.

— Работодателю нужны молодые кадры. Но он сам отбирает с первых шагов обучения конкретных претендентов, а не на выходе из образовательного учреждения. Работодатель в процессе обучения участвует в формировании своего будущего сотрудника и создает необходимые условия его профессиональной и карьерной ориентации. Так поступает заинтересованный в своих реальных долгосрочных достижениях работодатель. Но их легко по пальцам сосчитать, — говорит ректор. — Если же речь идет об учреждениях и предприятиях, где исповедуют «экономику освоения бюджета», там десятилетиями нет вакантных мест. А если что-то и откроется в связи с выходом на пенсию, то найдутся «свои» на замещение этого места.

У преподавателя английского языка Владимира Ключникова немного другой взгляд на ситуацию. Он говорит, что работодатели из бюджетной сферы почти всегда готовы принять молодых специалистов, особенно, если речь идет о рабочих специальностях и сельской местности. «Другой вопрос, что условия жизненного быта там таковы, что никакие компенсирующие финансовые средства не исправят дефицита минимального комфорта, — сетует Ключников. — И если такой закон примут, выпускник попадет в коррупционный капкан, и его отправят в такие далекие уголки нашей Родины, куда добираться «три дня на оленях». Гораздо актуальнее стал бы закон о невозможности получения образования за рубежом детям депутатов и крупных чиновников. А если все-таки «золотые детки» получили образование заграницей, то должны потом отработать по распределению в России от 4 до 6 лет — в зависимости от того, сколько лет они обучалась за счет российских налогоплательщиков».

Юрист Валерий Иванов, в свою очередь, не понимает, как инициатива о распределении выпускников вузов соответствует Конституции РФ, гарантирующей, что высшей ценностью является человек, его права и свободы.

— Как же быть с Конституцией в таком случае, — недоумевает Иванов. — Статья 43 п. 3 гласит: «Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии». В этом случае система распределения противоречит и ограничивает право выбора человеком своего рабочего места после окончания государственного университета. Государственные вузы созданы, чтобы подготовить специалистов, но они никак не связаны с государственными предприятиями и системой распределения! Поступление в государственный вуз — это право каждого человека, закрепленное в Конституции РФ, а распределение и отработка 4 или 6 лет — это обязательство, которое хотят наложить на выпускника, — объясняет знаток права. — А если выпускник хочет получить работу в частной компании? Система распределения сломает молодого специалиста на государственном предприятии и убьет его желание развиваться в данной сфере. И что делать? Не отпускать? Приказать отработать, взыскать денежные средства на обучение?

Предложенный метод не поможет решить проблему нехватки кадров. Возьмем выпускника педагогического вуза. После его окончания он попадает в школу, через полгода он понимает, что не находит общий язык с детьми, да и профессия ему эта не по нраву. Но мы обязали его отработать 5-6 лет в школе по профессии преподавателя. А насколько такой преподаватель эффективен как работник в данной образовательной организации? Человеку придется пойти на нарушение трудовой дисциплины, чтобы его уволили. И что, теперь взыскивать с него через суд сумму его обучения? Ведь он поступал на конкурсной основе и в 17 лет мечтал работать педагогом...

Но, конечно, студенты из небогатых семей имеют право обучаться и делать это лучше остальных, и почему бы не обязать государственные предприятия нанимать к себе на работу 2-3 молодых специалистов из вузов? Берите самых лучших! Тогда предприятия и государственные органы уже с 3-4 курса начнут интересоваться выпускниками сами и жаждать получить наиболее благополучного из них, — уверен Валерий Иванов.

— Следует еще и еще раз глубоко просчитать предмет подобной инициативы о распределении выпускников-бюджетников. Ведь большой объем рабочих мест и так занят. Кроме того, нам не импонирует сам тезис, что для выходцев из небогатых семей прямой путь только в рабочие профессии. По опыту известно, что именно из подобных семей последние 150 лет чаще всего выходят выдающиеся деятели экономики, производства, науки, искусства и государства, — напоминает Сергей Войтковский. — Поэтому нужна система социальных лифтов и способов попадания талантливых людей на свои места и в образовании, и на профессиональном поприще в другой сфере. Но тогда нужны другие стимулы и совершенно точные государственные ориентиры. Все зависит от того, какую экономику мы строим: освоения бюджетов или прорывных достижений.

Подпишитесь на новости Клуба кадровиков
Раз в неделю мы будем отправлять самые важные статьи вам на электронную почту.
Вы в любой момент сможете отказаться от наших писем, если потеряете к ним интерес.
Как получить обязательный QR-код для организаций и ИП Санкт-Петербурга

Как получить QR-код для организации в СПб:

  1. Зарегистрироваться на местном сайте Центра развития и поддержки предпринимательства.
  2. Передать данные об организации и ее сотрудниках.
  3. Подождать, пока чиновники проверят сведения и вышлют коды.

Но мало их получить, ими еще надо правильно воспользоваться.

!Карантин! Актуально Законодательство

13 Ноября 2020 в 12:53

Обзор законодательства за 7–13 сентября

Каждый день появляется огромное количество нормативных актов и разъяснений. Охватить все невозможно, но самые важные и полезные изменения в законодательстве за прошедшую неделю мы собрали в обзоре.

Актуально Законодательство

15 Сентября 2020 в 14:12

Обзор изменений законодательства за 31 августа — 6 сентября

Каждый день появляется огромное количество нормативных актов и разъяснений. Охватить все невозможно, но самые важные и полезные изменения в законодательстве за прошедшую неделю мы собрали в обзоре:

  • повышение зарплат;
  • дополнительные налоги за 2 квартал;
  • новый расчет больничных;
  • время на исправление СЗВ-СТАЖ и многое другое. 

Актуально Больничные Бухгалтерия в кадрах Гарантии и компенсации Документооборот Законодательство Обучение и переподготовка Отчетность Расчеты с персоналом Трудовые споры

09 Сентября 2020 в 10:17

Могут ли приставы арестовать Яндекс.Деньги

Могут ли судебные приставы арестовать кошелёк Яндекс.Денег, зависит от того, проходили ли вы процедуру идентификации на сервисе или нет. Если кошелёк не именной, исполнители счет не найдут. В другом случае компания обязана выдать информацию об электронных деньгах ФССП.

Законодательство

14 Августа 2020 в 10:02

Обзор изменений законодательства за 20 – 26 июля 2020

Каждый день появляется огромное количество нормативных актов и разъяснений. Охватить все невозможно, но самые важные и полезные изменения в законодательстве за прошедшую неделю мы собрали в обзоре.

Актуально Законодательство

28 Июля 2020 в 16:48

Грамотно решаем профессиональные кадровые вопросы
На ваши вопросы отвечают опытные кадровики и юристы
Вы можете задать
вопрос бесплатно
Есть вопрос? Задайте его прямо сейчас.
Ответ гарантируем!

ОШИБКА В ТЕКСТЕ

Коротко опишите суть
ошибки (например: опечатка)
и нажмите "Отправить"

Сообщение отправлено. Спасибо!

ОТМЕНА